Срочные новости раздела
У Эмира Кустурицы раздвоение личности: в Вахтанговском театре прошел премьерный показ спекталя

У Эмира Кустурицы раздвоение личности: в Вахтанговском театре прошел премьерный показ спекталя

Это точно Эмир — его курчавые необузданные волосы, пальто из верблюжьей шерсти с поднятым воротником. Но главное тут — его манера говорить и акцент. А говорит он несколько в растяжку, прохаживаясь по небольшому с кирпичными стенами пространству, следующее:

— Здэсь мое мэсто… Здэсь я с легкостью постигаю, как остановит врэмя. Вот здэсь кинозал, свэт гаснет, а на экран обрушиваются миллионы малэньких искорок, возникают живые картинки. Время за пределами зала перестает сушэствовать. (Насвистывает.)

На небольшом экране в глубине сцены возникает карта какого-то города, но только после слов Кустурицы мы узнаем, что это Белград:

— Здесь раньше жила мая тетка Анна. Чтобы попасть из аэропорта в центр города, нужно было перэсэчь мост, который был назван в честь Бранко Радичевича, а потом переименован в честь Бранко Чопича.

Этого самого Чопича, писателя и поэта, еще не раз помянут герои спектакля. И не всегда добрым словом. Для полковника, у которого растут два сына-оболтуса, Чопич — идеал, для его сыновей — божье наказание. Особенно для одного, которого все считают придурком.

Но мы-то знаем по фильмам Кустурицы, что это за придурки. Синоним — необычные, исключительные, хотя с виду ну чисто придурки. Один из них — трудный подросток, которого мать с отцом принуждают к чтению. Нашли время — лето. А летом только придурки читают, считает Зеко.

Вокруг книжного насилия над личностью, самой личности, а также ее окружения и вертится мир Кустурицы. Какой? Парадоксальный, непредсказуемый в своих поступках, протестный, но при этом трогательный в своей забавности, что частенько балансирует на грани глупости. Главное у Кустурицы, как в книгах, так и в фильмах, а это еще слышно и в музыке, нет приговора — плохие, ужасные или хорошие, примерные. Всё намешано, все с иронией, лукавством, и из всего что-то обязательно рождается. И не в отрыве от реальности — на фоне времени, которое хранит память и которое в театральном зале хочет остановить Кустурица. Конец XX века, взрывы от бомбежек Белграда. Как всегда, не спокойно на Балканах. А где сейчас спокойно?

В помощь молодому режиссеру Галине Зальцман, у которой немало постановок как в Москве, так и в регионах, художник с громким именем Семен Пастух. Он хорошо известен по большим постановкам, особенно в музыкальном театре, а здесь обустроил скромную Симоновскую сцену. По духу его оформление точно совпадает с балканским духом Кустурицы: что-то сикось-накось, в частности, три фрагмента рядов старого кинотеатра с просиженными креслами из рыжего дерматина. А по центру установлена довольно большая емкость литров на 300 воды. Рыбы там нет — зато анимационная рыба время от времени проплывает по темному занавесу на заднике, вильнув пышным хвостом. Рыба позже «всплывет» в тексте.

— Рыба не говорит, потому что ей и так все ясно, — скажет Кустурица-рассказчик. В его роли — Евгений Кравченко. Рассказывает он замечательно: с одной стороны, ведет сюжет, с другой — его присутствие среди семи персонажей не навязчиво, как будто его и нет. Но он есть. И без него эта история невозможна.

Аквариум, как ружье на сцене — если есть, должно выстрелить. Аквариум не стреляет, в него с маской ныряет, а потом в нем от отчаяния топится тот самый Зеко, которого все величают придурком. И только юная победительница шахматных турниров, похожая на примерную пионерку, докажет всем и прежде всего ему самому, что он не такой уж и придурок. А совсем наоборот — трогательный, влюбленный.

В актерском составе «СТА БЕД» — четыре на четыре. Четверка опытных вахтанговцев — Светлана Йозефий, Артем Пархоменко, Евгений Кравченко, Сергей Барышев — с четверкой щукинцев, то есть последних выпускников Театрального института имени Бориса Щукина. Судя по игре Владимира Симонова-младшего, Альбины Абрамовой, Михаила Коноваленкова и особенно Егора Разливанова, в этой театральной школе отлично учат. Присутствовавший на спектакле ректор Князев, известный своей строгостью, похоже, остался доволен.

«СТО БЕД» составлен режиссером из двух произведений, но не всякий зритель понимает, когда одно сменяет другое, поскольку одни и те же актеры играют разных персонажей. Здесь явно не хватает какого-то перехода. Впрочем, ближе к финалу многое из упомянутого в первой части все же прорастет во второй. В том числе и плывущая по экрану рыба, которая молчит, потому что ей и так все с этой жизнью ясно.

Остается добавить, что Кустурица с его персонажами время от времени зажигает на электрогитаре в небольшом оркестрике, где все, замечу, играют вживую.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Этот шедевр в Доме Островского имеет давнюю историю: впервые «Без вины виноватые» сыграли через год после написания автором пьесы — в 1884 году, как бенефис актрисы Надежды Никулиной, выступившей в
подробнее...

● ● ●Александра Лукьянова. Губернский театр. Маша Миронова в спектакле «Капитанская дочка».Саша такая маленькая, хрупкая — кажется, что ее театральным ветром унесет со сцены. Но хрустальная хрупкость
подробнее...

Из телевидения он создал американский Бродвей в самом лучшем смысле этого слова. Творил прямо у всех на глазах. Исполнял любую мечту любимых артистов. Вот хотят они спеть, сыграть эту песню, западный
подробнее...

Премьера «Белого лотоса» состоялась в 2021 году, и тогда это был экспериментальный мини-сериал (шесть эпизодов), снятый во время ковидных ограничений. От комедии о жизни богачей на закрытом от
подробнее...

После первого внутреннего прогона и первого показа в соцсетях чуть ли не драка. Мол, «что сделали с Достоевским? Вахтанговский — это пятизвездочный отель, а с таким «Идиотом» останется три звезды». И
подробнее...

— Я сейчас в морском круизе, восстанавливаюсь после нескольких операций. Так что путешествую по Карибским островам, ищу сокровища Джека Воробья, — с иронией заметил Михаил Михайлович в телефонной
подробнее...

Молодежь, конечно, всегда лучше, чем перегруженные жизненным опытом и разными обидами взрослые люди. У молодежи, безусловно, много чего не получается, но энергия, с которой они в данном случае
подробнее...

Конечно, все это похоже на попытки использовать по назначению громкий успех сериала «Слово пацана». И было бы наивно полагать, что сценаристы и продюсеры откажутся от намерения вернуться к теме,
подробнее...

«Ключ на мостовой, или Муж за дверью» выдающийся французский композитор Жак Оффенбах сочинил в 1859 году. Не упустим возможности выразить восхищение этим автором, который еще в XIX веке исхитрился
подробнее...

Да, в моем понимании Будулай Романов — идеал мужчины. Вот на кого хочется быть похожим на самом-то деле. И как его сыграл Михай Волонтир, наш молдавский друг. Да, в жизни, может, он не такой красивый,
подробнее...

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

Хорошо знакомый сюжет фильма «Девчата» сегодня кажется наивным и простым. Но раз он любим многими поколениями уже столько десятилетий, «значит, это кому-нибудь нужно».«На показе была певица Ирина
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...