Срочные новости раздела
В «Паркинг галерее» Иван Глазунов открыл масштабную выставку

В «Паркинг галерее» Иван Глазунов открыл масштабную выставку

За небольшим столиком режиссер Андрей Житинкин. Напротив него с карандашом и бумагой в руках юный кудрявый художник, рисующий портрет режиссера. Вот так, прямо здесь, в суете сбора гостей мероприятия, происходит маленькое чудо. Прикосновение к бумаге, еще, еще раз — и уже видны легко узнаваемые черты героя портрета. Двигаемся дальше и краем уха выхватываем забавные и малопонятные без контекста фразочки: «Нет архитектуры без масонов!». Первые гости выставки в «Зарядье» — сплошь творческие личности. И разговоры здесь только об искусстве. Художников легко вычислить: на шее шикарный шарф, однотонный или с причудливым орнаментом. Но львиную долю толпы составляет молодая кровь — студенты Академии Глазунова. Их тоже узнать несложно, на все происходящее они глядят с искренним восторгом: «Друг, а ты уже нашел свою работу? Пойдем, я тебя сфоткаю».

В зале с картинами тут же включается машина времени. Экспозиция условно делится на две части и рассказывает о двух вехах в истории знаменитого здания на Мясницкой. Речь идет об особняке Юшкова, где до революции было Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в конце 1980-х в этих стенах свой дом обрела Российская академия живописи, ваяния и зодчества, которую основал выдающийся художник Илья Глазунов. Но здесь мы не обнаружим последовательного рассказа о том, как жили и работали преподаватели и студенты училища в разные годы. Говорят здесь картины тех, кто учился и работал в училище, рассказывают историю в лицах. А особняку Юшкова есть чем гордиться — целый ряд знаменитых фамилий: Константин Коровин, Валентин Серов, Аполлинарий Васнецов, Исаак Левитан, Леонид Пастернак (отец знаменитого поэта) и многие другие настоящие звезды отечественной живописи — все они и являются частью истории училища.

Историю «второй жизни» особняка повествуют выпускники, сотрудники и нынешние студенты академии, в том числе и Глазуновы — Илья, Иван и Ольга.

Историческая доминанта на выставке неслучайна. Чтить историю учил еще сам Илья Сергеевич Глазунов. Это и в его полотнах, в сюжетах, в которых он многократно обращался к истории России, и в творчестве его учеников. Да и само здание Юшкова по инициативе и благодаря огромному труду Ильи Сергеевича было возвращено искусству, а сколько реставрационных работ было проведено, чтобы восстановить хоть малую часть утраченной красоты!

Более того, едва была основана академия, в ней появилась уникальная мастерская исторической живописи, где студенты занимаются возвращением должного внимания к этому направлению и даже (без ложной скромности!) восстановлением исторической справедливости. Пример тому полотно Сергея Чуданова «Павел I. 11 марта 1801 года». В свое время еще сам Илья Сергеевич порекомендовал художнику погрузиться в биографию императора, которого принято считать тираном. В последние годы миф о деспотизме Павла I ученые пытаются опровергнуть (довольно успешно, кстати), и Чуданов принимает в этом участие, но уже как художник.

Картины Глазунова и его учеников легко узнать — в них всегда уделяется особенное внимание глазам, в которых написан характер человека, его отношение к происходящему. Так и здесь: мы видим коварные, злые и даже трусливые взгляды заговорщиков и вместе с этим благородный, но полный боли и отчаяния взгляд Павла. Совсем другой император, не такой, каким принято его считать.

По полотнам Глазунова и его последователей можно изучать историю России — калейдоскоп исторических сюжетов здесь представлен невероятный: Куликово поле, Гришка-самозванец с Мариной Мнишек (снова внимание на глаза!), маленький царевич Дмитрий. Но и современным событиям здесь уделено немалое внимание. Есть о чем помолчать возле работы Анны Боганис «Беслан. Списки надежды» — полотно, насквозь пропитанное болью. Есть и обращение к событиям, которые происходят прямо сейчас: целый проект посвящен многострадальной Курской области, как выразился сам Иван Глазунов, — «Курск. Жизнь и цвет традиции. Лица и голоса». Картины повествуют не об ужасах военных действий и не о страданиях, а о величии южнорусских земель и их способности к возрождению после разрушений. Полотна о мире, о добре, о талантах — невероятно жизнеутверждающие, светлые, они дарят веру в победу любви на земле.

Среди произведений есть настоящие сокровища. Правда, их чудо и тайна доступны только тем, кто читает то, что написано мелким шрифтом. Несколько картин авторства Ильи Глазунова экспонируются впервые. Удивительно, ведь казалось, что загадок в его наследии нет. Откуда взялись находки, спрашиваем у сына художника, Ивана Глазунова:

— Как же так вышло, что эти картины были спрятаны от публики?

— Видимо, они были просто забыты папой на чердаке его мастерской на Калашной. Он оставил это помещение в 1990-е годы, переехав в другое место. Мне он ее еще не передавал, но сам уже перестал туда ездить. Постепенно она опустела, из нее вывезли многие вещи и закрыли. Недавно я взялся за ремонт этой мастерской, она мне дорога как память. Ее кладовки под крышами полны вещей из 1980-х и 1990-х — кувшины с засохшими старыми кистями, сломанная мебель, старые подрамники. И среди этого «хлама» я обнаружил несколько картин.

— «Князь Игорь» интересно оформлен! И глаза персонажа притягательные.

— Да, его я обнаружил вместе с рамой. Тогда не было итальянского багета, в художественном салоне можно было приобрести лишь армянский. Так что это из того времени. И парчу наклеил, видимо, из церковного облачения, вышедшего из строя. Папа ведь собирал иконы в то время… Есть горизонтальный вариант этой картины, а здесь, видимо, более ранняя работа, где внимание сфокусировано на лице. Эффектная работа.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Он номинируется в категории «Лучшая роль второго плана» - за роль гопника, оказавшегося хорошим парнем  в фильме «Анора» американского режиссера Шона Бейкера.   «Анора» также претендует на награды в
подробнее...

На сегодняшний день она — одна из самых выдающихся исполнительниц мировой оперной сцены. На открытии фестиваля, которое прошло в Государственном концертном зале им. А.М.Каца, новосибирская публика
подробнее...

Театру из Альметьевска уже 80 лет, и его называют ровесником татарской нефти. Сейчас этот театр можно назвать директорским: возглавляющая его Фарида Исмагилова приглашает на постановки режиссеров, чьи
подробнее...

Вы спросите: «Где?» В Театре Российской Армии.Кто поставил? Народный артист России Александр Лазарев.Как называется? «Роман».«Фантазия была только в том, что мы выделили одну историю романа:
подробнее...

Перед концертом мы зашли поздравить маэстро в гримерку и пожелать удачи. «Спасибо! Посмотрим, что получится, – ответствовал маэстро, улыбнувшись уголками губ и сверкнув добрыми глазами, настой у него
подробнее...

В письме министру культуры Рашиде Дати, опубликованном парижской газетой Le Parisien и подтвержденном Лувром агентству Reuters, президент Лувра Лоуранс де Кар предупреждает, что многовековое здание
подробнее...

«Открыл новый мир»— Когда вы в 2017 году перебрались в Москву, Бразилия уже была участницей БРИКС. Повлияли ли интеграционные процессы на ваше решение провести какое-то время в российской столице?— Я
подробнее...

Государственный музей А.С. Пушкина выставкой «Комедия о настоящей беде…» ставит целью перерассказать историю создания и ближайший контекст пьесы классика, проиллюстрировав ее примерно так, как это
подробнее...

Ровно полдень — все уже в зале, дисциплина на высоте. Среди лиц «Ленкома» не видно только Александра Збруева. Нет и Дмитрия Певцова — по понятным причинам, к которым, впрочем, мы еще вернемся. Однако
подробнее...

Выступая в формате «онлайн», Безруков заявил, что «обилие Чехова в репертуаре театра никогда не повредит». И далее произнес почти хрестоматийную фразу:— Если для России Пушкин наше все, то для
подробнее...

Что такое актриса, хорошая актриса, настоящая? Это перевоплощение. Проживание тысячи жизней. Показ самых тончайших нюансов характера. А это все Талызина и есть на самом деле. Большая актриса,
подробнее...

По сюжету крупный российский предприниматель Валерий Королев во время подготовки сделки в исламском Наристане попадает в землетрясение и от травмы теряет память. Когда бизнесмен вспоминает, кто он и
подробнее...

Hot For You Baby — настоящая Тина. Голос как вулкан, могучий ритм, страстная мелодия. И эта песня — привет из восьмидесятых со всеми звуковыми атрибутами того времени. В отличие от битловской Now And
подробнее...

За звание «суперстара» будут бороться десять артистов, пик популярности которых пришелся на восьмидесятые, девяностые и нулевые годы. В шоу выступят заслуженные артистки Российской Федерации Маргарита
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...

Спектакль идет четыре с лишним часа. Не каждый современный зритель способен столько продержаться. Ощущения сродни тем, что испытываешь на фильме «Трудно быть богом» великого Алексея Германа по
подробнее...

Я хотел бы рассказать о знакомстве с одним из самых закрытых и уважаемых музыкантов легендарной группы Led Zeppelin Джоном Полом Джонсом.В конце 80-х — начале 90-х я создал в Англии совместную
подробнее...

Начиная с «Молодой гвардии», когда она 18-летней снялась у Герасимова. А потом не снялась, когда в «Тихом Доне» просто для всех она должна была сыграть Аксинью, но великий режиссер взял другую
подробнее...