Срочные новости раздела
В Вахтанговском разобрались с ложью и истиной: премьера нового спектакля

В Вахтанговском разобрались с ложью и истиной: премьера нового спектакля

Молодой режиссер Ася Князева, судя по ее постановкам на разных площадках Москвы, не ищет легких путей в искусстве. Вместо того, чтобы ставить бесконечную классику - всяких там «Гамлетов» или «Трех сестер», она выбирает авторов, чьи произведения редко находят путь к нашим подмосткам.  Один из таких — француз Эжен Скриб и его пьеса «Пуф или Ложь и истина». Плодовитого французского автора середины XIX века (написал 500 пьес, а также множество балетных и оперных либретто) в отечественном театре представляли лишь две его вещицы -   «Адриана Лекуврер» и «Стакан воды». Последнюю, кстати, в своё время ставили  и в Вахтанговском для бенефиса Юрия Яковлева, и она же  была удачно экранизирована с известными артистами. Но «Пуф» — пьеса у нас почти неизвестная. Ася Князева  решила ее открыть для театра и зрителя, сделав перевод и свою версию комедии нравов.

- Пуф - это искусство сеять несуществующее и пожинать плоды. Это вымысел, превращенный в спекуляцию, ложь, ставшая всеобщим достоянием. Всё бахвальство, все фокусы и причитания наших поэтов, ораторов, государственных деятелей — всё это пуф. И известная красавица, ломающая себе голову над тем, как бы получить в подарок бриллианты, — это пуф. Поэт, раздающий звание великого человека всем и каждому ради того, чтобы каждый встречный и поперечный именовал его великим поэтом, тоже пуф, - обьясняет герой пьесы - ловкий делец Сезар Дегоде. Его роль в спектакле играет Евгений Князев, кстати, впервые в постановке своей дочери. Можно только догадываться какие чувства он испытывал на премьере.

Пространство Новой сцены пусто и залито холодным светом. Декорация в серебристо-серых тонах минималистична и состоит из  семи дверей, в проемах которых в контровом свете эффектно возникают фигуры в костюмах той же серебристо-серой гаммы (сценография и костюмы Максима Обрезкова). Это представители далекого от нас   парижского общества позапрошлого века - государственный деятель, книгоиздатель, светский хлыщ, светская сочинительница, боевой офицер. Но всё, о чем они говорят, чем живут, что делают,  во многом напоминает сегодняшний мир, в котором создание мифов, спекуляция на    этих мыльных пузырях  с целью заработать: одним доход, другим статус, третьим амбиции. 

Только у Ася Князевой нет привычки актуализировать важные темы посредством современных костюмов, причесок и прочих примет действительности. Напротив, внешне здесь все ей перпендикулярно:  парики в буклях, камзолы, сюртуки, расшитые жилеты — в общем, деловой casual своего времени у мужчин и юбки на каркасах, шляпы, украшения на дамах. Всё это подчёркнуто театрально, изысканно, стильно… Под стать и стиль игры — изящные манеры, безответственная легкость в словах и движениях, притворство, фальшивые интонации - словом, воплощение выражения «врут как дышат». И так же плетут интриги, так что, где здесь ложь,  а где истина не разобрать совсем.   

В эту изысканную камарилью, как кур в ощип, попадает офицер колониальных войск Альбер д`Ангремон (Николай Романовский/Клим Кудашкин), прямой и честный. Он исполнен благородного желания похлопотать о пособии для семьи своего погибшего  командира. Но не тут то было: поближе узнав парижский круг, Альбер, точно как Альцест из «Мизантропа», как Чацкий из «Горя от ума»,  пытается вывести лжецов на чистую воду, лезет со своей правдой, которая никому кроме него здесь  не нужна, но… Этот мир не переделать. 

Кстати, герой Скриба по времени появления на свет комедии - последний в галерее подобных образов, и у Аси Князевой он менее склонный к нравоучениям и не такой нудный. Тем более, что его появление в Париже, в этом городе вечного праздника, тянет за собой одну интригу за другой, порождающую комедийные ситуации, связанные в том числе и с романом, который написал  сам Альбер на войне, а его никто в глаза не видел, но все хотят к нему примазаться - и очередной пуф с цепочкой интриг уже на подходе. 

Комедию в Вахтанговском всегда умели играть. Этот жанр, требующий в высшей степени ансамблевой игры, не допускает потери ритма, перетягивания «одеяла» на себя. На сцене достойный ансамбль -  Евгений Князев, Михаил Васьков, Владислав Демченко, Виталий Иванов, Олег Лопухов, Мария Бердинских, Мария Волкова, Николай Романовский, Клим Кудашкин, Григорий Здоров, Александр Колясников,  Анастасия Джентилини, Владислава Басова. 

И отдельные аплодисменты - Александре Стрельциной. Ее персонаж, обозначенный в спектакле как необученный ангел, среди производителей пуфа живет отдельной жизнью. В белом трогательном костюмчике она возникает за спинами бранящихся персон, заглядывает им в глаза, проходит по заднему плану, забирается на крышу, но постоянно находясь в гуще событий, отыгрывает их - мимикой, пластикой, эмоциями. Александра Стрельцина много занята в спектаклях Вахтанговского, правда все больше в небольших ролях, однако в «Пуфе» ее персонаж становится едва ли не главным. Ее озорное обаяние задает тон на сцене, она, и как ремарка, и как остроумный комментарий к происходящему. Во втором акте ей даже дано скромное право голоса. Нельзя не сказать, что Александра, также как и режиссер Князева,  достойно продолжает свою фамилию - ее мама актриса театра Сатиры Нина Корниенко, многолетняя партнерша Андрея Миронова, знаменитая Сюзанна из «Женитьбы Фигаро».  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Этот шедевр в Доме Островского имеет давнюю историю: впервые «Без вины виноватые» сыграли через год после написания автором пьесы — в 1884 году, как бенефис актрисы Надежды Никулиной, выступившей в
подробнее...

● ● ●Александра Лукьянова. Губернский театр. Маша Миронова в спектакле «Капитанская дочка».Саша такая маленькая, хрупкая — кажется, что ее театральным ветром унесет со сцены. Но хрустальная хрупкость
подробнее...

Из телевидения он создал американский Бродвей в самом лучшем смысле этого слова. Творил прямо у всех на глазах. Исполнял любую мечту любимых артистов. Вот хотят они спеть, сыграть эту песню, западный
подробнее...

Премьера «Белого лотоса» состоялась в 2021 году, и тогда это был экспериментальный мини-сериал (шесть эпизодов), снятый во время ковидных ограничений. От комедии о жизни богачей на закрытом от
подробнее...

После первого внутреннего прогона и первого показа в соцсетях чуть ли не драка. Мол, «что сделали с Достоевским? Вахтанговский — это пятизвездочный отель, а с таким «Идиотом» останется три звезды». И
подробнее...

— Я сейчас в морском круизе, восстанавливаюсь после нескольких операций. Так что путешествую по Карибским островам, ищу сокровища Джека Воробья, — с иронией заметил Михаил Михайлович в телефонной
подробнее...

Молодежь, конечно, всегда лучше, чем перегруженные жизненным опытом и разными обидами взрослые люди. У молодежи, безусловно, много чего не получается, но энергия, с которой они в данном случае
подробнее...

Конечно, все это похоже на попытки использовать по назначению громкий успех сериала «Слово пацана». И было бы наивно полагать, что сценаристы и продюсеры откажутся от намерения вернуться к теме,
подробнее...

«Ключ на мостовой, или Муж за дверью» выдающийся французский композитор Жак Оффенбах сочинил в 1859 году. Не упустим возможности выразить восхищение этим автором, который еще в XIX веке исхитрился
подробнее...

Да, в моем понимании Будулай Романов — идеал мужчины. Вот на кого хочется быть похожим на самом-то деле. И как его сыграл Михай Волонтир, наш молдавский друг. Да, в жизни, может, он не такой красивый,
подробнее...

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

Хорошо знакомый сюжет фильма «Девчата» сегодня кажется наивным и простым. Но раз он любим многими поколениями уже столько десятилетий, «значит, это кому-нибудь нужно».«На показе была певица Ирина
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...