Срочные новости раздела
Литовский режиссер Бартас и дочь русской художницы из Вены почувствовали дым отечества

Литовский режиссер Бартас и дочь русской художницы из Вены почувствовали дым отечества

«Возвращение в семью» Шарунаса Бартаса  участвует  в секции «Большой экран», а это значит, что  картину будет оценивать большое зрительское жюри.  Победитель  получит  поддержку в прокате в Нидерландах. 

Фильм снимался долго, и как признался Бартас, появился с третьей попытки. Шарунас сам заговорил на больную тему, связанную с трагической потерей в 2021 году дочери  Ины Марии Бартайте. Она родилась в браке с  российско-французской актрисой Катей Голубевой, снимавшейся не только у Шарунаса, который ее открыл, но  и у французских мастеров  - Клер Дени, Брюно Дюмона, Леоса Каракса.  Катя  Голубева  погибла в 2011 году во Франции при трагических и туманных обстоятельствах. Ей было 44 года. 

В своей картине «Покой нам только снится» (Литва-Франция), премьера которой состоялась в 2015 году в  «Двухнедельнике режиссеров» на  Каннском кинофестивале, Шарунас сыграл 50-летнего героя, приехавшего  в деревенский дом с 16-летней дочерью и своей новой подругой. Девочку сыграла Ина Мария Бертайте.  Это был ее дебют в кино. На премьере в Каннах отец и дочь едва сдерживали слезы, поскольку картина была очень личной для них и посвящалась Кате Голубевой. 

В 2015-м 19-летняя Ина Мария Бартайте приезжала на фестиваль «Киношок» в Анапу с фильмом «Покой нам только снится». Она тогда только поступила в Вильнюсский университет, готовилась изучать  французский язык,  мечтала поступить в европейскую киношколу.  

Ина Мария рассказывала в Анапе: «Это реальная история про мою маму, и монолог моего отца не был придуман. Наш диалог был снят за  день. Я не хотела говорить, все время плакала, а отец просил рассказать о том, что важно для меня. Это его личное  высказывание. А герои, которых вы видите, – деревенские люди,  не актеры. Они живут  недалеко от нашего дома».  

Возможно, что фильм «Возвращение в семью», который так долго рождался, тоже стал своего рода терапией для Шарунаса. Он начинал снимать его с дочерью, но Ина Мария погибла, когда ехала в темное время суток на велосипеде к дому своей бабушки в Вильнюсе. Ее сбила машина, за рулем которой находился сын какого-то политика. Что тогда произошло? Кто виноват?  Все утонуло в предположениях. Фильм не состоялся, но это была совсем другая история, совсем не та, которую мы увидели в Роттердаме. 

Потом была еще одна попытка снимать,  но ничего из этого не получилось, поскольку боль не утихала. И только теперь появилось  «Возвращение в семью», снятое  в литовской деревне с участием непрофессиональных актеров, за исключением двоих профессионалов.  Съемки проходили в разное время года, но на экране только ранняя осень, тревожное  межсезонье.  Актрису на главную роль Шарунас  нашел в той же деревне, где готовился снимать кино. Она очень молода, естественно,  непрофессиональная актриса, тем удивительнее, что смогла  так мощно сыграть  сцену отчаяния своей героини, танцующей в одиночестве после похорон бабушки. 

Симона – так зовут главную героиню - уехала из родной деревни в лучшую жизнь. Особого желания возвращаться у нее не было. Близости с родителями нет. Они пьющие люди, и о дочери не вспоминают. Узнав о  болезни бабушки, Симона приезжает в деревню, чтобы  с ней проститься. Она единственная тут не из царства тьмы, светлая душа. 

Отец начинает приставать к дочери. Она же такая молодая. Его речь – это поток бранных слов. Люди в деревне, а они литовцы, не русские, изъясняются исключительно матом, который европейские зрители не смогли считать. Все разговоры о чем-то незначительном. Люди   утратили возможность любить, чувствовать, нормально разговаривать. Они могут только пить. 

Проводы бабушки в последний путь, печальные сельские похороны выльются в пьяное застолье. Встреча с друзьями тоже  превратиться  в пьянку в обшарпанном жилище. Из этой  бездны  надо только бежать и никогда не возвращаться. Шарунас Бартас словно бы вернул в 90-е, но все происходит в наши дни и так безнадежно. 

Начав вполне бытовое повествование, он удивил тем, что нет  привычной для него вертикали (горизонтальное кино Шарунас  в принципе не снимает), нет разговора с богом.  Но потом  он выйдет на  другой уровень, поднимется на ту метафорическую высоту, за которую мы и ценим его кинематограф. 

В основном конкурсе участвует картина «Перла» дебютантки Александры Макаровой, созданная в копродукции Словакии и Австрии. Perla – имя главной  героини, а не жемчужина, как можно было предположить до просмотра. 

Александра Макарова родилась в 1985 году в Чехословакии. Вместе с мамой, русской художницей Сашей Макаровой, она  позднее переехала  в Вену, где  окончила киношколу и теперь представляет  свой первый фильм на одном из главных дебютных фестивалей мира. 

Ее героиня Перла Адамова – тоже художница из Чехословакии, когда-то нелегально попытавшаяся пересечь границу Австрии вместе с отцом  будущей дочери.  Перла была  беременна, и  опытный пограничник  сразу это понял, что  его не остановило, а ее не спасло  от  насилия. У молодого пограничника  свой кураж – продемонстрировать власть,  изнасиловать женщину на глазах у ее спутника, который не в силах ей помочь. 

Этот ужас  навеки с Перлой, хотя она освоилась в Вене. Ее картины покупают и выставляют. В них есть нечто трагическое и потаенное.  Перла  встретила приличного человека, ставшего ее мужем. У них хорошая семья.  Дочь выросла, учится музыке. Но прошлое дает о себе знать.

Отец девочки, живущий в Чехословакии, добивается с ней встречи, сообщает Перле, что болен, хотя это всего лишь уловка. В начале 80-х  семейство Перлы  отправляется в социалистическую Чехословакию. На экране  - убогая, безрадостная  страна. Люди бедно одеты, и Перла в роскошном белом пальто выглядит белой вороной среди них. В  магазинах  очереди.   

В то же самое время и еще в совсем юные годы мне удалось посетить Чехословакию, показавшуюся тогда  оплотом  благополучия  и свободы.   Удивляло все: бурная жизнь улиц,  молодежь, сидевшая с гитарами прямо на булыжной мостовой,  одетая совсем не так, как было в СССР, необычные спектакли, совсем других жанров, каких у нас не было.  А уж магазины по советским меркам были просто великолепны.  Но в фильме мы видим совсем другую страну глазами героев. 

Дым отечества окажет на нее гипнотическое действие. Странное впечатление производит сцена, когда Перла  в скверной столовой начнет набивать  рот  привычной с детства едой,  словно  не может  насытиться.  Осталось только поцеловать землю. 

На этом сюрпризы не закончатся. Перла отправит мужа с дочерью в Вену, а сама отправится в родную деревню навестить дом родителей, которых давно нет.  Финал окажется трагичен. Перла пройдет череду унижений, физических в том числе. Земляки ей отомстят. Дальше последуют арест и тюрьма.  Хороший актерский состав смягчил  жесткую режиссерскую буксировку. Это еще одно напоминание о том, что не стоит возвращаться к былым возлюбленным  и дважды вступать в одну воду. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Этот шедевр в Доме Островского имеет давнюю историю: впервые «Без вины виноватые» сыграли через год после написания автором пьесы — в 1884 году, как бенефис актрисы Надежды Никулиной, выступившей в
подробнее...

● ● ●Александра Лукьянова. Губернский театр. Маша Миронова в спектакле «Капитанская дочка».Саша такая маленькая, хрупкая — кажется, что ее театральным ветром унесет со сцены. Но хрустальная хрупкость
подробнее...

Из телевидения он создал американский Бродвей в самом лучшем смысле этого слова. Творил прямо у всех на глазах. Исполнял любую мечту любимых артистов. Вот хотят они спеть, сыграть эту песню, западный
подробнее...

Премьера «Белого лотоса» состоялась в 2021 году, и тогда это был экспериментальный мини-сериал (шесть эпизодов), снятый во время ковидных ограничений. От комедии о жизни богачей на закрытом от
подробнее...

После первого внутреннего прогона и первого показа в соцсетях чуть ли не драка. Мол, «что сделали с Достоевским? Вахтанговский — это пятизвездочный отель, а с таким «Идиотом» останется три звезды». И
подробнее...

— Я сейчас в морском круизе, восстанавливаюсь после нескольких операций. Так что путешествую по Карибским островам, ищу сокровища Джека Воробья, — с иронией заметил Михаил Михайлович в телефонной
подробнее...

Молодежь, конечно, всегда лучше, чем перегруженные жизненным опытом и разными обидами взрослые люди. У молодежи, безусловно, много чего не получается, но энергия, с которой они в данном случае
подробнее...

Конечно, все это похоже на попытки использовать по назначению громкий успех сериала «Слово пацана». И было бы наивно полагать, что сценаристы и продюсеры откажутся от намерения вернуться к теме,
подробнее...

«Ключ на мостовой, или Муж за дверью» выдающийся французский композитор Жак Оффенбах сочинил в 1859 году. Не упустим возможности выразить восхищение этим автором, который еще в XIX веке исхитрился
подробнее...

Да, в моем понимании Будулай Романов — идеал мужчины. Вот на кого хочется быть похожим на самом-то деле. И как его сыграл Михай Волонтир, наш молдавский друг. Да, в жизни, может, он не такой красивый,
подробнее...

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

Хорошо знакомый сюжет фильма «Девчата» сегодня кажется наивным и простым. Но раз он любим многими поколениями уже столько десятилетий, «значит, это кому-нибудь нужно».«На показе была певица Ирина
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...