Срочные новости раздела
Живопись и графику Бориса Смирнова-Русецкого показали в Москве

Живопись и графику Бориса Смирнова-Русецкого показали в Москве

Ассоциации с Рерихом в зале с картинами Смиронова-Русецкого не случайны. Все дело в том, что Борис Алексеевич был лично знаком с Николаем Рерихом, известно, что было лишь несколько встреч, всего пять или шесть, но очевидно они оказали невероятное влияние на молодого художника. Кстати, именно по совету Рериха Борис Алексеевич поступил во ВХУТЕМАС. Кто знает, как бы сложилась судьба художника, если бы не эти встречи? Более того, Смирнов-Русецкий приложил немало усилий, чтобы сохранить память о Рерихе, занимался организацией выставки художника и всячески продвигал его наследие. Да и сам был его ярким последователем, развивая в своем творчестве его стилистику. Осенью здесь же, в «Центре искусств. Москва» к юбилеям Николая и Святослава Рерихов открылась их двойная выставка, а экспозиция, связанная с именем Бориса Смирнова-Русецкого, логично продолжает эту историю.

На выставке представлены тематически разные работы Смирнова-Русецкого. Легко проследить круг интересов художника, где доминанты — религия и горные пейзажи, красоты Русского Севера. Название экспозиции происходит от одного из самых знаменитых циклов художника «Прозрачность», работы которого значительно выделяются на фоне других, хотя зримая прозрачность — красная нить, лейтмотив его творчества. 

Очевидной опорой художника была религия. Картина, у которой стоит задержаться, называется «Одинокий ангел» из цикла «Прозрачность». Но здесь обнаруживается очевидное доказательство того, что прозрачности не существует — никогда пространство не бывает пустым, прозрачным, это обман. И художник демонстрирует: в центре картины изображен ангел, легкий, парящий, иллюзорный, а вокруг него — невероятная энергия, сила, поток. Очевидно, парит он в воздухе, но воздух этот не прозрачен, он зримый, наполненный и насыщенный светом, который излучает «герой» картины. Незримая сила ангелов, которые всегда рядом с нами, изображена и на одной из самых значимых картин — «Дозор ангелов», тоже из этого цикла. И снова мы видим, как мир, который кажется нам незримым и неощутимым, раскрывается вокруг нас.

Своеобразной границей между миром реальным и миром незримым являются горные вершины. Глядя на горные пейзажи художника, кажется, что едва ты заберешься туда, оттолкнешься и тоже полетишь, как и ангелы. Удивительный контраст создает художник: горы — это камень, нечто очень земное, тяжелое, увесистое, то, что тянет нас вниз, как сейчас принято говорить, «заземляет». Но при этом именно они — трамплин к той высоте. И горы не кажутся такими тяжелыми и грузными. Напротив, они здесь предстают перед нами как место пересечения, встречи Человека и Вселенной.

Наконец, автопортрет художника. На нем Борису Алексеевичу 23 года. Молодой человек глядит на нас серьезно, по-взрослому, сам он находится словно в воздухе. Смотрит он на нас с высока — нет, не надменный взгляд гордеца. Он над нами — парит в небесах и оттуда наблюдает за нами. Может, он увидел там ангела и передает нам его послание?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Даже когда ростовские земли присоединили к Московскому княжеству в 1470-е годы, их особенная художественная традиция не утратила свою самобытность. В этом одна из удивительных особенностей иконописи
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

На днях хиты итальянской эстрады звучали в пышной оркестровой аранжировке в Кремле, и настроение в зале было совсем не академическим. Облаченный в сверкающий золотом костюм Роберто Молинелли успевал
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...