Срочные новости раздела
Ковры высокого полета: декоративное переложили на живописный язык

Ковры высокого полета: декоративное переложили на живописный язык

Долгое время считалось, что живопись, скульптура и графика – высший пилотаж в искусстве, когда как остальное – так, декоративно-прикладное, утилитарное... Во второй половине ХХ века ситуация изменилась: текстиль вышел за рамки украшательства в 1970-х, а последние несколько лет стал одной из самых актуальных форм концептуального искусства. Неудивительно, что живописцы стараются не отставать от тренда и размышлять «вокруг» текстильной философии.

Проект «О коврах» готовился учениками известной художницы Аси Феоктистовой месяцами. Многие авторы занимаются у нее с момента появления мастерской четыре года назад и учатся не столько технике, столько концептуальному и проектному мышлению. Эту выставку «ткали» более десяти авторов, и каждый нашел свой подход к пониманию ковра как философской парадигмы и ткани как медиума. В конце концов, холст – это тоже ткань. Для премьеры проекта выбрали самое подходящее место – галерею Евгения Шутко, которая специализируется на современных художественных гобеленах и коврах.

На входе в уютное помещение на Новинском бульваре встречает портрет загадочной дамы кисти Натальи Яшкиной под названием «За закрытыми дверями», как бы намекая на контекст, где открываются иные эстетические свойства декоративного и домашнего. Девушка с голубым лицом и копной малиновых волос написана в затейливом обрамлении, будто это зеркало, а мы в его отражении увидели образ из прошлого или будущего. На ум приходят тысячи портретов известных живописцев, изображавших женщин в зеркальном преломлении – от Эдгара Дега до Пабло Пикассо. Тайная суть вещей с порога приоткрывается в нетривиальном контексте.

В трех залах можно найти самые разные интерпретации декоративных элементов. Так, Ира Чи пишет на своем «ковре» структуру собственной души в семь слоев, используя оптику психосинтеза итальянского психолога и гуманиста, ученика Фрейда Роберто Ассаджоли, разработавшего теорию о гармоничном саморазвитии. В личностный ковер она вплетает архетипы и символ женского начала – в самый центр.

Татьяна Сальникова плетет свой «ковер» в ритме танца, фигуры балерин становятся его узорами, пластика тела приобретает орнаментальность. Светлана Полянцева свои узоры создает из элементов прялок и резных сундуков, тем самым напоминая о ценности ручного труда, за которым стоят не только усилия и время, но и душевность и теплота, чего не сыскать в фабричной «вязке». В центре картины – почти супрематическое колесо времени из белых и красных штрихов, которое создает эффект движения на статичном фоне из элементов рукотворного быта.

Александр Милов – единственный, кто использовал натуральный ковер в качестве основы для живописного высказывания. В него он врезал зеркало и «глазки» бинокля, а еще покрыл рисунками в стиле граффити, соединив советский, знакомый с детства, бабушкин интерьер и современное декоративное, что можно встретить на любой улице. Тем самым, автор превращает ковер в соучастника и героя. Ассоциация с ковром-самолетом добавляет сказочного контекста его работе.

Рядом с этим красным ковром – еще один, но уже совершенно красный. Карина Еганян объясняет свой сюжет просто: «Когда я думаю о ковре, я закрываю глаза и вижу красный». Понятно, откуда может быть эта ассоциация – «бабушкин» ковер того же цвета. Но яркое, насыщенное одним многословным цветом, видение Карины окружено живописной рамкой из абстрактных мазков серого, оранжевого и бурого. Что подчеркивает психологию красного, который занимает особое место в истории искусства и наполнен сложным символизмом.

Самый узорчатый и масштабный «ковер» написала Катя Кочубей: произведение состоит из пяти частей, где будто бы вышита детская потешка: «Ласточка-Паласочка, где была? У Бога! Что делала? Полотно ткала…» Слова написаны неразрывно и соединяются в чистый орнамент, который оплетает и наслаиваются на фотографию бабушки и малышки. Получилось ностальгическое и эффектное произведение, которое задевает потаенные чертоги памяти.

Ася Феоктистова, инициировавшая проект, создала свой ковер из обрывков старых холстов, которые копились в ее мастерской 10 лет. Так она, словно из слайдов воспоминаний, собрала огромный гобелен высотой больше трех метров с жизнеутверждающим названием «Начало весеннего Возрождения». Жизнь, и правда, плетется из лоскутов событий и мыслей, так же и этот проект «О коврах» сложен из мыслеформ разных личностей.

Ярким событием на фоне асиного ковра стала «Рождественская сказка» – литературно-музыкальный спектакль, во время которого актер Дмитрий Столбцов читал стихи русских поэтов под сюиту №1 Иоганна Себастьяна Баха, исполненную на виолончели Никитой Кочергиным. Начал чтец со строк из Николая Гумилева и Бориса Рыжего, а закончил рассказом «Неразменный рубль» Николая Лескова, герою которого, мальчику Миколке, снится, будто он попал на ярмарку с монетой, и она снова и снова появляется у него в кармане, если тратишь ее бескорыстно. Но пропадает, если проявить эгоизм. Мораль эта в чем-то резонирует идее проекта, который сплетает разные движения души с добрым, гармоничным, очень человечным посылом.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Думается, какие-то угрозы со стороны недоброжелателей, финансовые проблемы, отмены концертов у Полунина действительно были. Но вот их масштаб, явно, сильно преувеличен… Разумеется не специально. Не
подробнее...

В премьерном спектакле «Далеко-Далеко на Востоке» - все краски Востока и Азии: многослойные халаты с роскошными подкладками играют всеми цветами, высокие головные уборы, украшенные камнями, сверкают в
подробнее...

Факты из истории легендарного спектакля* Вахтанговский знает две сценические версии оперетты Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш»: первая была поставлена в трудные военные годы - начали репетировать в
подробнее...

Театр «Шостакович Опера Балет» в эти предновогодние дни сделал подарок не только зрителям Самары, где состоялась премьера балета, но и любителям балета и музыки Петра Ильича Чайковского во всем мире –
подробнее...

Отменять и переносить спектакль пятого числа не стали — его сыграют в память об Александре Борисовиче.Как сообщают в пресс-службе Театра Гоголя, скоропостижный уход артиста связан с проблемами с
подробнее...

Ситуация с выходом на экраны кинотеатров фильма «Сердца четырех» сложилась неординарная.Работа над картиной была полностью завершена еще в начале 1941 года. 20 февраля комедии дал «добро»
подробнее...

Элитная злаковая культураНачать можно с главного, - хотя и неодушевленного – действующего лица.Речь пойдет о дамском аксессуаре, из-за которого и закрутились все события в фильме.Соломенная шляпка
подробнее...

Николай Римский-Корсаков: смелость отказаться от привычногоКак и другие «кучкисты» (члены «Могучей кучки» - М. Ч.) Николай Римский-Корсаков по своей основной специальности не был музыкантом. Он
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...

В одной номинации с Юрой Борисовым были представлены:  Киран Калкин с фильмом «Настоящая боль» - он и победил, а также Эдвард Нортон - «Совершенный незнакомец», Гай Пирс – «Бруталист», Джероми Стронг
подробнее...

Премьера альманаха состоялась на главном анимационном фестивале во французском городе Анси, который  называют анимационными Каннами.  Фильм  состоит из  пяти сказочных  и очень неравнозначных  новелл.
подробнее...

Съемки начались в декабре в Подмосковье, а продолжились или еще продолжатся в Карелии, Ленинградской и Липецкой областях,  точнее в историческом поселении Сельга, деревне Мандроги, горном парке
подробнее...

Еду на такси по Чистым прудами в СТД (Союз театральных деятелей), где слушаю  курс по музыкальной критике. Город в огнях  – есть на что посмотреть. Водитель на светофоре   перещелкивает радиостанции.
подробнее...

Возросшая творческая и сценическая активность Доэрти вновь привлекла к нему внимание прессы. После того, как он в 2022 г. написал мемуары, а в 2024-м выпустил откровенный фильм о своей жизни на
подробнее...

Год назад триумфатором «Золотого глобуса» стала драма «Оппенгеймер» об отце атомной бомбы Роберте Оппенгеймере, получившая пять наград. В секции «комедия-мюзикл» тогда победила картина
подробнее...

Леонтьев по традиции работал с балетом и продемонстрировал изумительную форму, двигаясь наравне с своими музыкантами и показывая акробатические трюки. Артист несколько раз сменил костюмы, позволяя
подробнее...

Эту простую и жесткую, как сама жизнь, историю Брусникина начинает с «Вечернего звона». Прям как у Шукшина, где его пел хор рецидивистов в Российской колонии. У Марины Брусникиной его поют все
подробнее...

Как выяснил “МК”, во втором часу дня 66-летний заслуженный работник культуры РФ вышел из своего кабинета и в коридоре упал без сознания. Лежащего на полу человека увидели сотрудники театра и тут же
подробнее...