Срочные новости раздела
Изысканные письменные принадлежности показали в «Собрании»

Изысканные письменные принадлежности показали в «Собрании»

В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году и Рождеству за возможность заняться приятной рутиной: упаковать подарки близким, подписать ярлычки, а в последние годы еще и отправить по почте открытки, тоже подписанные от руки. В конце XIX столетия, когда почтовая инфраструктура в России была на высоком уровне, письма были вполне привычным способом общения, таким же, как для нас сейчас отправить сообщение в мессенджере. Для доказательства: 30 томов из собрания сочинений Льва Николаевича Толстого — переписка, за всю свою жизнь он написал более десяти тысяч писем, Чехов — более четырех тысяч, Достоевский — более тысячи (часть утеряна). В то время популярным «носителем» была почтовая открытка. Ее вид нам хорошо знаком и сегодня: на одной стороне — место для сообщения и адреса, а на другой — изображение. Тогда пользовались популярностью городские пейзажи. Они и представляют для нас особенную ценность: фотографические изображения, на которых запечатлена Москва, которой больше нет, — Тверские ворота и Страстной монастырь, на фоне которых стоит памятник Пушкину. Сейчас поэт красуется на фоне театра «Россия», который многие до сих пор помнят как кинотеатр, а монастыря и ворот уже нет. Сухарева башня и многие другие утраченные памятники архитектуры на открытках, представленных здесь, точно воссоздают атмосферу города, каким он был тогда, на рубеже веков, ведь это именно фотографии, а не рисунки. 

Кстати, о фотографии. Не секрет, что тогда это было дорогое удовольствие, и отношение к ней было соответствующее — рамки для фотографических изображений были отдельным произведением искусства. Среди экспонатов представлены примеры рамок из серебра, украшенные жемчугом. Фотоальбом тоже не похож на современный: для каждой фотографии своя страничка со своей рамкой, выполненной в технике хромолитографии (цветная литография), а обложка — из серебра. Вес такого альбома — около пяти килограммов! Тяжелый груз памяти! 

Эпистолярная культура — это не просто ручки, карандашики, перья, пожелтевшая от времени бумага… Тогда, более сотни лет назад, написать письмо было сродни созданию произведения искусства: важна каждая деталь. Среди экспонатов представлено много редких аксессуаров, которые современному человеку уже не знакомы. Остается только восхититься, как шикарно люди той эпохи оформляли свой рабочий стол. А создавали шедевры эпистолярного искусства лучшие ювелиры того времени: Карл Фаберже, Братья Грачевы, Павел Буре, Игнатий Сазиков, Иван Хлебников и другие.

Ни за что не догадаетесь, для чего могла бы пригодиться бронзовая собака-ливретка — это визитница! Внизу есть кнопочка: нажимаешь, и у собаки открывается пасть, в которой и зажимали визитки. Изысканный серебряный футляр для карандаша фирмы Карла Фаберже, в котором сегодня уже нет нужды… В нашем сознании Фаберже ассоциируется прежде всего с его знаменитыми яйцами, но основную статью дохода его фирмы составляли именно предметы быта. Вблизи можно рассмотреть шикарные ножи для бумаг, которые были тогда одним из базовых настольных аксессуаров, — страницы книг, журналов необходимо было разрезать. Странный для нас сегодня предмет — шкатулка для марок, где у каждого номинала была своя ячейка, но тогда — снова необходимость, ведь письма и их отправка, как мы уже выяснили, были рутиной.

Экспозиция рассказывает не столько о том, как шикарно жили более века назад, сколько о том, как много внимания уделяли незначительным, на первый взгляд, деталям, как превращали быт в искусство. Но самое главное — след, оставленный той эпохой и ее людьми. Одна из открыток повернута к зрителю не фотографией, а текстом, где есть строки:

«Я радостно жду зиму, русскую зиму с глубоким снегом, с трескучими, сковывающими 25-градусными морозами. Они, может быть, закалят мои нервы, так ослабевшие, размочалившиеся за последнее время. Пошли, боже, скорее зиму! Меня уже первый твой снег радует. 3 октября 1909 года, Москва. Любящий тебя, твой Коля».

Кто был этот Коля?..

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Думается, какие-то угрозы со стороны недоброжелателей, финансовые проблемы, отмены концертов у Полунина действительно были. Но вот их масштаб, явно, сильно преувеличен… Разумеется не специально. Не
подробнее...

В премьерном спектакле «Далеко-Далеко на Востоке» - все краски Востока и Азии: многослойные халаты с роскошными подкладками играют всеми цветами, высокие головные уборы, украшенные камнями, сверкают в
подробнее...

Факты из истории легендарного спектакля* Вахтанговский знает две сценические версии оперетты Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш»: первая была поставлена в трудные военные годы - начали репетировать в
подробнее...

Театр «Шостакович Опера Балет» в эти предновогодние дни сделал подарок не только зрителям Самары, где состоялась премьера балета, но и любителям балета и музыки Петра Ильича Чайковского во всем мире –
подробнее...

Отменять и переносить спектакль пятого числа не стали — его сыграют в память об Александре Борисовиче.Как сообщают в пресс-службе Театра Гоголя, скоропостижный уход артиста связан с проблемами с
подробнее...

Ситуация с выходом на экраны кинотеатров фильма «Сердца четырех» сложилась неординарная.Работа над картиной была полностью завершена еще в начале 1941 года. 20 февраля комедии дал «добро»
подробнее...

Элитная злаковая культураНачать можно с главного, - хотя и неодушевленного – действующего лица.Речь пойдет о дамском аксессуаре, из-за которого и закрутились все события в фильме.Соломенная шляпка
подробнее...

Николай Римский-Корсаков: смелость отказаться от привычногоКак и другие «кучкисты» (члены «Могучей кучки» - М. Ч.) Николай Римский-Корсаков по своей основной специальности не был музыкантом. Он
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...

В одной номинации с Юрой Борисовым были представлены:  Киран Калкин с фильмом «Настоящая боль» - он и победил, а также Эдвард Нортон - «Совершенный незнакомец», Гай Пирс – «Бруталист», Джероми Стронг
подробнее...

Премьера альманаха состоялась на главном анимационном фестивале во французском городе Анси, который  называют анимационными Каннами.  Фильм  состоит из  пяти сказочных  и очень неравнозначных  новелл.
подробнее...

Съемки начались в декабре в Подмосковье, а продолжились или еще продолжатся в Карелии, Ленинградской и Липецкой областях,  точнее в историческом поселении Сельга, деревне Мандроги, горном парке
подробнее...

Еду на такси по Чистым прудами в СТД (Союз театральных деятелей), где слушаю  курс по музыкальной критике. Город в огнях  – есть на что посмотреть. Водитель на светофоре   перещелкивает радиостанции.
подробнее...

Возросшая творческая и сценическая активность Доэрти вновь привлекла к нему внимание прессы. После того, как он в 2022 г. написал мемуары, а в 2024-м выпустил откровенный фильм о своей жизни на
подробнее...

Год назад триумфатором «Золотого глобуса» стала драма «Оппенгеймер» об отце атомной бомбы Роберте Оппенгеймере, получившая пять наград. В секции «комедия-мюзикл» тогда победила картина
подробнее...

Леонтьев по традиции работал с балетом и продемонстрировал изумительную форму, двигаясь наравне с своими музыкантами и показывая акробатические трюки. Артист несколько раз сменил костюмы, позволяя
подробнее...

Эту простую и жесткую, как сама жизнь, историю Брусникина начинает с «Вечернего звона». Прям как у Шукшина, где его пел хор рецидивистов в Российской колонии. У Марины Брусникиной его поют все
подробнее...

Как выяснил “МК”, во втором часу дня 66-летний заслуженный работник культуры РФ вышел из своего кабинета и в коридоре упал без сознания. Лежащего на полу человека увидели сотрудники театра и тут же
подробнее...