Срочные новости раздела
Оперу «Алеша» представил оркестр Росгвардии

Оперу «Алеша» представил оркестр Росгвардии

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая, современная, драматичная, полная ритмических и фактурных изысков партитура Комиссарова прозвучала ярко, выразительно, динамично. Организаторы показа назвали свое выступление «презентацией» — и в самом деле, прозвучали не все номера полностью готовой оперы. Однако исполнение позволило составить ясное представление о масштабном замысле этого произведения. Здесь есть все, что соответствует статусу самого высокого из театральных жанров: захватывающий сюжет, в котором главный герой, молодой солдат Алеша, перемещается во времени из событий Великой Отечественной в реалии СВО. И это абсолютно логично: действие фильма «Баллада о солдате», на основе которого написано либретто, происходит именно на Донбассе, в Луганске. И упоминаемые персонажами географические названия окрашиваются новыми сегодняшними коннотациями. Здесь есть выразительные вокальные партии, которые артистично исполнили Константин Чурсин (Театр имени Н.Сац), Николай Казанский, Оксана Горчаковская (Большой театр), Сергей Новиков, Анастасия Ваганова (молодые лауреаты международных конкурсов), а также Дарья Беликова, постоянно дающая концерты в зоне СВО. Прелестный женский народный хор МГИК внес уместную фольклорную краску. Образ спектакля был дополнен видеопроекцией, в которой графично, с хорошим вкусом и в то же время эффектно раскрылась тема общности событий двух эпох.

Но главное — здесь есть профессиональная оперная партитура, талантливая оркестровка, удивительный для новой академической музыки мелодизм, красивые запоминающиеся темы, одним словом, внятность музыкального языка. Композитор сознательно использовал аллюзии с советской классикой, самой различной — песенной, оперной, симфонической, кинематографической. При этом — никакого плагиата или вторичности. Как это может быть? Легко, если композитор органично мыслит в парадигме традиционного музыкального языка и не пытается искусственно выдать псевдоавангардную «свежесть». Интересно, что сегодня именно этот язык воспринимается как современный и даже модный. Своего рода музыкальный винтаж, в котором сбалансировано «узнаваемое» и абсолютно новое. Как это сделано, например, в хоровом фрагменте на основе цитаты из песни «На позицию девушка провожала бойца» или — еще более оригинально — в симфоническом антракте, в который вплетается цитата из «Вставай, страна огромная».

Идея взять за основу оперы сценарий фильма «Баллада о солдате», созданный в соавторстве с Григорием Чухраем выдающимся сценаристом Валентином Ежовым (автор таких киношедевров, как «Белое солнце пустыни», «Тридцать три», «Крылья», «Сибириада» и многих других), принадлежит вдове драматурга Наталии Готовцевой-Ежовой. Именно она посоветовала авторам будущей оперы взять «Алешу», а не «Соловьиную ночь», на которую поначалу нацелился автор идеи режиссер Игорь Яринских. Причина проста «Соловьиная ночь» — это про победу, а вот «Алеша» — про то, как она доставалась. Что рифмуется с сегодняшним днем. Сама Наталия Всеволодовна присутствовала на показе и очень высоко оценила работу всех создателей оперы.

Игорь Яринских, режиссер, автор идеи:

— Пьеса «Алеша» никогда не ставилась на сцене. Она превратилась в сценарий фильма «Баллада о солдате». Но изначально автор дал ей подзаголовок: музыкальная драма. Мы поняли, что для того, чтобы смыслы этого произведения вызывали сопереживание наших современников, нам нужна именно музыкальная форма. Главный герой оперы — Герой с большой буквы. Но не потому, что он подбил два танка. Героем его делает путь к матери, во время которого он совершает ряд героических поступков. Алексей — не военный, а мирный человек, оказавшийся на войне. И это тоже — рифма с нашим временем. Главная наша цель — показать нового героя, героя будущего, героя новой России.

Проект «Алеша», поддержанный Росгвардией, ждут в Луганске. Мировая премьера оперы приурочена ко Дню Победы, а также к годовщине освобождения Луганска. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Думается, какие-то угрозы со стороны недоброжелателей, финансовые проблемы, отмены концертов у Полунина действительно были. Но вот их масштаб, явно, сильно преувеличен… Разумеется не специально. Не
подробнее...

В премьерном спектакле «Далеко-Далеко на Востоке» - все краски Востока и Азии: многослойные халаты с роскошными подкладками играют всеми цветами, высокие головные уборы, украшенные камнями, сверкают в
подробнее...

Факты из истории легендарного спектакля* Вахтанговский знает две сценические версии оперетты Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш»: первая была поставлена в трудные военные годы - начали репетировать в
подробнее...

Театр «Шостакович Опера Балет» в эти предновогодние дни сделал подарок не только зрителям Самары, где состоялась премьера балета, но и любителям балета и музыки Петра Ильича Чайковского во всем мире –
подробнее...

Отменять и переносить спектакль пятого числа не стали — его сыграют в память об Александре Борисовиче.Как сообщают в пресс-службе Театра Гоголя, скоропостижный уход артиста связан с проблемами с
подробнее...

Ситуация с выходом на экраны кинотеатров фильма «Сердца четырех» сложилась неординарная.Работа над картиной была полностью завершена еще в начале 1941 года. 20 февраля комедии дал «добро»
подробнее...

Элитная злаковая культураНачать можно с главного, - хотя и неодушевленного – действующего лица.Речь пойдет о дамском аксессуаре, из-за которого и закрутились все события в фильме.Соломенная шляпка
подробнее...

Николай Римский-Корсаков: смелость отказаться от привычногоКак и другие «кучкисты» (члены «Могучей кучки» - М. Ч.) Николай Римский-Корсаков по своей основной специальности не был музыкантом. Он
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...

В одной номинации с Юрой Борисовым были представлены:  Киран Калкин с фильмом «Настоящая боль» - он и победил, а также Эдвард Нортон - «Совершенный незнакомец», Гай Пирс – «Бруталист», Джероми Стронг
подробнее...

Премьера альманаха состоялась на главном анимационном фестивале во французском городе Анси, который  называют анимационными Каннами.  Фильм  состоит из  пяти сказочных  и очень неравнозначных  новелл.
подробнее...

Съемки начались в декабре в Подмосковье, а продолжились или еще продолжатся в Карелии, Ленинградской и Липецкой областях,  точнее в историческом поселении Сельга, деревне Мандроги, горном парке
подробнее...

Еду на такси по Чистым прудами в СТД (Союз театральных деятелей), где слушаю  курс по музыкальной критике. Город в огнях  – есть на что посмотреть. Водитель на светофоре   перещелкивает радиостанции.
подробнее...

Возросшая творческая и сценическая активность Доэрти вновь привлекла к нему внимание прессы. После того, как он в 2022 г. написал мемуары, а в 2024-м выпустил откровенный фильм о своей жизни на
подробнее...

Год назад триумфатором «Золотого глобуса» стала драма «Оппенгеймер» об отце атомной бомбы Роберте Оппенгеймере, получившая пять наград. В секции «комедия-мюзикл» тогда победила картина
подробнее...

Леонтьев по традиции работал с балетом и продемонстрировал изумительную форму, двигаясь наравне с своими музыкантами и показывая акробатические трюки. Артист несколько раз сменил костюмы, позволяя
подробнее...

Эту простую и жесткую, как сама жизнь, историю Брусникина начинает с «Вечернего звона». Прям как у Шукшина, где его пел хор рецидивистов в Российской колонии. У Марины Брусникиной его поют все
подробнее...

Как выяснил “МК”, во втором часу дня 66-летний заслуженный работник культуры РФ вышел из своего кабинета и в коридоре упал без сознания. Лежащего на полу человека увидели сотрудники театра и тут же
подробнее...