Срочные новости раздела
Музей МХАТ представил художников-революционеров русской сцены

Музей МХАТ представил художников-революционеров русской сцены

Музей МХАТ дерзнул назвать выставку «Импрессионисты» русской сцены». Сразу возникает вопрос: ну какой Поленов импрессионист? Объясняет Марфа Бубнова, автор идеи выставки: «Если мы поищем в Интернете, что такое импрессионизм в театре, то найдем следующее определение: это то, что ты видишь за окном и привносишь на сцену. Этим любил заниматься Станиславский, а еще он же любил повторять, что настоящий театр — за окном. Поленов, безусловно, не импрессионист, с одной стороны, но с другой, и его творчество посвящено тому, что за окном».

Коровин и Головин были учениками Поленова, поэтому они логично соединяются друг с другом в одном выставочном пространстве. А название ««Импрессионисты» русской сцены» обусловлено тем, что художники-импрессионисты в свое время были революционерами в живописи, а Поленов и Головин — в театре. Кстати, как и Станиславский, в чьем доме и расположилась экспозиция. Василию Поленову принадлежит новаторская идея заменить громоздкие декорационные конструкции на фоны-задники (которые сейчас широко используются в театрах) — принцип единой картины. А еще именно Поленов рекомендовал своего ученика Александра Головина в качестве художника в Императорские театры, где 37-летний уже состоявшийся живописец тоже проявился, следуя примеру своего учителя, как невероятный новатор: «Как Станиславский, только художник», — комментирует Бубнова.

Головину принадлежат революционные сценографические идеи (но в те времена слова «сценография» еще не было) — в частности, принцип управления светом на сцене из зрительного зала. Он отмечал важность цвета во всем — и в своих эскизах, и в макетах, и в костюмах, и в декорациях, но также понимал, что краски заиграют только при правильно выставленном электрическом свете.

Из серой московской погоды вдруг оказаться в празднике цветов и ярких головинских красок — наслаждение. Экспозиция показывает, как новаторские идеи великих театральных творцов воплотились на сцене МХТ в двух постановках Станиславского — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Отелло». Настоящий праздник жизни царит в зале, посвященном пьесе Бомарше. В нем осознаешь, зачем театру нужен музей в принципе. Спектакль — искусство, которое разворачивается во времени и существует в то время, пока исполняется. И все. Но именно музей позволяет продлить им жизнь, рассказать и даже показать, как это было. Более того, новаторство, которое так важно в театре, возможно, если хорошо знать, что было прежде, и вдохновляться опытом предшественников.

Цветастые эскизы декораций и костюмов переносят нас, гостей выставки, на театральную сцену, словно вы — один из актеров труппы. Закружившись в кружевах знаменитой комедии Бомарше, едва успеваешь заметить, как попадаешь в совсем другой спектакль — «Отелло», где праздник сменяется ощущением надвигающейся трагедии, несмотря на цветовую насыщенность и в этих эскизах.

По одной стороне зала — работы художника, а по другой на нас с фотографий    смотрят актеры, исполнители ролей в спектаклях. Вот Отелло, вот Яго, а вот Марселина и Графиня показывают нам, как были воплощены новаторские идеи Головина в жизни, продлевая жизнь постановкам Станиславского. Закрываешь глаза и отчетливо видишь перед собой сцены из спектаклей.

Наконец, Поленов. В отличие от ученика творчество учителя здесь представлено скромно, но даже это небольшое количество пейзажей подсвечивает поленовскую школу в работах Головина.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Думается, какие-то угрозы со стороны недоброжелателей, финансовые проблемы, отмены концертов у Полунина действительно были. Но вот их масштаб, явно, сильно преувеличен… Разумеется не специально. Не
подробнее...

В премьерном спектакле «Далеко-Далеко на Востоке» - все краски Востока и Азии: многослойные халаты с роскошными подкладками играют всеми цветами, высокие головные уборы, украшенные камнями, сверкают в
подробнее...

Факты из истории легендарного спектакля* Вахтанговский знает две сценические версии оперетты Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш»: первая была поставлена в трудные военные годы - начали репетировать в
подробнее...

Театр «Шостакович Опера Балет» в эти предновогодние дни сделал подарок не только зрителям Самары, где состоялась премьера балета, но и любителям балета и музыки Петра Ильича Чайковского во всем мире –
подробнее...

Отменять и переносить спектакль пятого числа не стали — его сыграют в память об Александре Борисовиче.Как сообщают в пресс-службе Театра Гоголя, скоропостижный уход артиста связан с проблемами с
подробнее...

Ситуация с выходом на экраны кинотеатров фильма «Сердца четырех» сложилась неординарная.Работа над картиной была полностью завершена еще в начале 1941 года. 20 февраля комедии дал «добро»
подробнее...

Элитная злаковая культураНачать можно с главного, - хотя и неодушевленного – действующего лица.Речь пойдет о дамском аксессуаре, из-за которого и закрутились все события в фильме.Соломенная шляпка
подробнее...

Николай Римский-Корсаков: смелость отказаться от привычногоКак и другие «кучкисты» (члены «Могучей кучки» - М. Ч.) Николай Римский-Корсаков по своей основной специальности не был музыкантом. Он
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...

В одной номинации с Юрой Борисовым были представлены:  Киран Калкин с фильмом «Настоящая боль» - он и победил, а также Эдвард Нортон - «Совершенный незнакомец», Гай Пирс – «Бруталист», Джероми Стронг
подробнее...

Премьера альманаха состоялась на главном анимационном фестивале во французском городе Анси, который  называют анимационными Каннами.  Фильм  состоит из  пяти сказочных  и очень неравнозначных  новелл.
подробнее...

Съемки начались в декабре в Подмосковье, а продолжились или еще продолжатся в Карелии, Ленинградской и Липецкой областях,  точнее в историческом поселении Сельга, деревне Мандроги, горном парке
подробнее...

Еду на такси по Чистым прудами в СТД (Союз театральных деятелей), где слушаю  курс по музыкальной критике. Город в огнях  – есть на что посмотреть. Водитель на светофоре   перещелкивает радиостанции.
подробнее...

Возросшая творческая и сценическая активность Доэрти вновь привлекла к нему внимание прессы. После того, как он в 2022 г. написал мемуары, а в 2024-м выпустил откровенный фильм о своей жизни на
подробнее...

Год назад триумфатором «Золотого глобуса» стала драма «Оппенгеймер» об отце атомной бомбы Роберте Оппенгеймере, получившая пять наград. В секции «комедия-мюзикл» тогда победила картина
подробнее...

Леонтьев по традиции работал с балетом и продемонстрировал изумительную форму, двигаясь наравне с своими музыкантами и показывая акробатические трюки. Артист несколько раз сменил костюмы, позволяя
подробнее...

Эту простую и жесткую, как сама жизнь, историю Брусникина начинает с «Вечернего звона». Прям как у Шукшина, где его пел хор рецидивистов в Российской колонии. У Марины Брусникиной его поют все
подробнее...

Как выяснил “МК”, во втором часу дня 66-летний заслуженный работник культуры РФ вышел из своего кабинета и в коридоре упал без сознания. Лежащего на полу человека увидели сотрудники театра и тут же
подробнее...