Срочные новости раздела
Молодого Алексея Куклина связали с советским авангардистом Элием Белютиным

Молодого Алексея Куклина связали с советским авангардистом Элием Белютиным

Ученик Аристарха Лентулова и Павла Кузнецова, Элий Белютин разработал методику раскрытия творческих способностей личности. Выходцев его студии объединяет вовсе не стиль, все они были счастливыми. Свободное от рамок искусство помогало им установить контакт с самим собой. Именно этим минувшей осенью занимался Алексей Куклин в селе Кидекше, что в паре километров от Суздаля – арт-резиденции Мира центра, – искал себя через связи поколений. Плел узлы собственной личности.

Окна аскетичного домика художников выходят окнами на церковь Бориса и Глеба – памятник XII века, построенный по воле Юрия Долгорукого. Древний белокаменный храм вызвал неожиданную параллель: принесенная кем-то книга гравюр Кацухика Хокусай «36 видов Фудзи» аккумулировала серию, где свободная белютинская манера сопрягается с японским минимализмом и сакральной патетикой. За век до Белютина серия Хокусая с видами Фудзи свершила переворот в искусстве Японии, пересмотрев пейзаж как метод, придав ему условности, символизма, диалектики цвета. В недвижимых камнях и ретивых волнах оказывается полно драматизма, наглядно доказал Хокусай. Примерно тем же занимался Алексей Куклин.

– Мной двигало нечто монументальное, мощное, природное, почти зооморфное, как на гравюрах Хокусая, – рассказывает автор. – В моих картинах нет сюжета, я придумывал форму из геометрических фигур, пытался усилить ее цветом, сочетать несочетаемое, ломать измерения восприятия. Получился орнамент, где слои будто выглядывают друг из-под друга.

Сами собой получились узлы, похожие на восьмерки бесконечности. Их на выставке 11 из созданных 15. Орнаменты разных цветовых сочетаний притягивают своими затейливыми петлями, где множество параллельных Вселенных. Выставленные рядом картины Элия Белютина тоже содержат узлы: из условных фигур, в которых чувствуется в природная мощь. Взять хотя бы картину, построенную на трех цветах, – синем, розовом и черном. Перед нами человек, его руки и ноги выписаны одним жирным мазком, словно звенья цепи, а чело напоминает горный рельеф. Или другой сюжет – голова задрана вверх, то ли кричит, то жадно глотает воздух и, кажется, вот-вот выпрыгнет из кольца сомкнутых рук. Узлы Куклина больше похожи не на людей, а на молекулы или атомы. Но и они с одной стороны связаны, при этом рвутся из себя.

Орнаменты складываются в структуры «теории взаимодействия» – научного метода социального познания, когда человек понимает других людей, фокусируясь на поведении тела и контекстах окружающей среды, а не на психических процессах. Теория, как и «Новая реальность» Белютина родилась на заре «оттепели», пережила критику в 1980-90-х, а в последние годы вышла на новый уровень. Познания «Я» человека в соприкосновении с другими экосистемами, космическими процессами и социумами сейчас как никогда в тренде.

«Выставка «Морской узел» – контркультурное совпадение: когда одно хоть и является противопоставлением другому, но в то же время образует с ним новую изофразу. Это как светофор, который завязан с пешеходной разметкой на перекрестке. Белютин от Куклина существует, как отдельная художественная фраза, но связь этих героев образует узел, открывающий важный спор о вечном поиске нового качества цвета как изгиба скульптурной формы», – объясняет куратор проекта Андрея Бартенев, который, собственно, и придумал сопоставить двух художников разных эпох на одной выставке в галерее-срубе, напоминающей сказочный терем.

Стиль своего ученика Андрей Бартенев называет геометрическим поп-артом. Впрочем, не так уж важно, как именовать магнетические петли Алексея Куклина. Важнее, что в них проявляется генетическая память культуры высвобождения, и каждому зрителю хочется выйти за рамки себя.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Думается, какие-то угрозы со стороны недоброжелателей, финансовые проблемы, отмены концертов у Полунина действительно были. Но вот их масштаб, явно, сильно преувеличен… Разумеется не специально. Не
подробнее...

В премьерном спектакле «Далеко-Далеко на Востоке» - все краски Востока и Азии: многослойные халаты с роскошными подкладками играют всеми цветами, высокие головные уборы, украшенные камнями, сверкают в
подробнее...

Факты из истории легендарного спектакля* Вахтанговский знает две сценические версии оперетты Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш»: первая была поставлена в трудные военные годы - начали репетировать в
подробнее...

Театр «Шостакович Опера Балет» в эти предновогодние дни сделал подарок не только зрителям Самары, где состоялась премьера балета, но и любителям балета и музыки Петра Ильича Чайковского во всем мире –
подробнее...

Отменять и переносить спектакль пятого числа не стали — его сыграют в память об Александре Борисовиче.Как сообщают в пресс-службе Театра Гоголя, скоропостижный уход артиста связан с проблемами с
подробнее...

Ситуация с выходом на экраны кинотеатров фильма «Сердца четырех» сложилась неординарная.Работа над картиной была полностью завершена еще в начале 1941 года. 20 февраля комедии дал «добро»
подробнее...

Элитная злаковая культураНачать можно с главного, - хотя и неодушевленного – действующего лица.Речь пойдет о дамском аксессуаре, из-за которого и закрутились все события в фильме.Соломенная шляпка
подробнее...

Николай Римский-Корсаков: смелость отказаться от привычногоКак и другие «кучкисты» (члены «Могучей кучки» - М. Ч.) Николай Римский-Корсаков по своей основной специальности не был музыкантом. Он
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...

В одной номинации с Юрой Борисовым были представлены:  Киран Калкин с фильмом «Настоящая боль» - он и победил, а также Эдвард Нортон - «Совершенный незнакомец», Гай Пирс – «Бруталист», Джероми Стронг
подробнее...

Премьера альманаха состоялась на главном анимационном фестивале во французском городе Анси, который  называют анимационными Каннами.  Фильм  состоит из  пяти сказочных  и очень неравнозначных  новелл.
подробнее...

Съемки начались в декабре в Подмосковье, а продолжились или еще продолжатся в Карелии, Ленинградской и Липецкой областях,  точнее в историческом поселении Сельга, деревне Мандроги, горном парке
подробнее...

Еду на такси по Чистым прудами в СТД (Союз театральных деятелей), где слушаю  курс по музыкальной критике. Город в огнях  – есть на что посмотреть. Водитель на светофоре   перещелкивает радиостанции.
подробнее...

Возросшая творческая и сценическая активность Доэрти вновь привлекла к нему внимание прессы. После того, как он в 2022 г. написал мемуары, а в 2024-м выпустил откровенный фильм о своей жизни на
подробнее...

Год назад триумфатором «Золотого глобуса» стала драма «Оппенгеймер» об отце атомной бомбы Роберте Оппенгеймере, получившая пять наград. В секции «комедия-мюзикл» тогда победила картина
подробнее...

Леонтьев по традиции работал с балетом и продемонстрировал изумительную форму, двигаясь наравне с своими музыкантами и показывая акробатические трюки. Артист несколько раз сменил костюмы, позволяя
подробнее...

Эту простую и жесткую, как сама жизнь, историю Брусникина начинает с «Вечернего звона». Прям как у Шукшина, где его пел хор рецидивистов в Российской колонии. У Марины Брусникиной его поют все
подробнее...

Как выяснил “МК”, во втором часу дня 66-летний заслуженный работник культуры РФ вышел из своего кабинета и в коридоре упал без сознания. Лежащего на полу человека увидели сотрудники театра и тут же
подробнее...