Срочные новости раздела
Богомолов нашел незаконнорожденного сына Марка Захарова

Богомолов нашел незаконнорожденного сына Марка Захарова

Надо сказать, что Москва ждала работу Константина Юрьевича, заинтригованная тем, что другой Константин Юрьевич — Хабенский — первым в сезоне представил «Чайку» у себя в театре в Камергерском переулке. Ждала ответа и не без азарта (и не без злорадства) делала ставки, насколько радикальным окажется Богомолов в прочтении Чехова. Может, Аркадину сделает трансгендером, а писателю Тригорину в пару придаст интеллектуала Дорна из глубинки? Однако Богомолов всех удивил и не стал потакать порочной моде. Удивил — и это мягко сказано для постановки, которую в большей степени можно назвать для него программной.

Лидер театра (не только в локальном, но и в расширительном смысле) пошел от Чехова и за Чеховым, особым образом работая с текстом. Богомолов капитально не переписывает автора, как в случае с «Новой Оптимистической», а вписывает свой текст в чеховский. По фразам, по словам, начиная или заканчивая чеховскую фразу по-своему, упрощая ее на словах, но не в сути. Наконец, играет фразами, пародируя самого Чехова.

Так, в первой же сцене, которая начинается у Антона Павловича с диалога Маши и учителя Медведенко фразой, давно ставшей мемом: «Почему вы все время ходите в черном?», Полина Андреевна походя с недовольством бросает учителю: «Почему вы все время ходите голым?» — «Я не хожу голый. Вы же знаете, что я хожу в шортах и всегда хожу босиком». И уже обращаясь к дочери будущей тещи — Маше:

— А вы всегда в черном. Чего вы ходите всегда в черном?

— Это траур по моей жизни.

— Отчего? Не понимаю. Вы здоровая. У отца вашего пенсия. Если уж на то пошло — мне гораздо тяжелее, чем вам. Я получаю всего 53 рубля в месяц, а все же мне на все хватает.

— Дело не в деньгах. И бедняк может быть счастлив, — говорит Маша, на что получает в ответ: мол, «это в теории, а на практике выходит так: я, две сестры и братишка, и всего 53 рубля. И при том кроме физкультуры я еще веду НВП и труд. И 53 рубля. Есть-пить надо, к чаю сахару надо, и кефир — вот тут и вертись». Кефир вместо табаку плюс НВП с уроками труда приросли к классическому тексту.

И тридцатку Богомолов набросил учителю: ведь на 23 рубля в середине 80-х семья ну никак не могла прожить в Советском Союзе. Именно в СССР перестроечного периода (1986–1989) Константин Богомолов переносит сюжет «Чайки» с ее персонажами. Тем временем тронута и декорация Ларисы Ломакиной, которая всегда идеально материализует идеи режиссера в сценографии и костюмах. В «Чайке» на заднем плане — летний павильон из дерева цвета каштана, изящный и с виду вполне себе крепкий, но в отдельных деталях вот-вот пойдет сикось-накось. Как и вся страна, которая вроде бы еще крепка и нерушима, но ветер перемен… Пока только он дает понять: перемены будут.

Нет-нет, цоевских отчаянных «Мы ждем перемен» на сцене и в помине нет. Социальность тут за скобками. На сцене — искусство, театр и жизнь. Жизнь, кстати, не такая уж далекая, вполне узнаваемая в делах и лицах. Генрих Сапгир (ударение на последний слог) — «Индус? Кто этот Генрих Сапгир?» — интересуется Медведенко, читая афишу спектакля Константина Треплева. Тут же возникнут имена других шестидесятников, которых и не признает Треплев. Борец за новые формы радикален в своих оценках: «…Когда соберутся в московской квартире все эти Вознесенские, Эфросы, Тарковские — мертвецы с глазами кроликов… Они как тараканы рассыпаются по всем комнатам и до утра жрут, пьют, читают, сука, стихи. И я слоняюсь из комнаты в комнату — ничтожный, никому не известный. Терпят только потому, что я — ее сын. Кто я, что? Из ВГИКа выгнали по обстоятельствам, как говорится, от редакции не зависящим. Никаких талантов». И это только начало критики, казалось бы, незыблемых до сих пор художественных авторитетов.

Работая с текстом, Богомолов развивает биографии героев, лишь обозначенные у Чехова. Успех актрисы Аркадиной на провинциальной сцене по Чехову («как меня принимали в Харькове!») у Богомолова доведен почти до столичной славы: Ефремов каждый день уговаривает ее идти во МХАТ, но она не пойдет — еле отбрыкалась, потому что «Доронина с потрохами съест. И Галю обижать не хочу». Галю — то есть Волчек.

Аркадина — настоящая прима, которая не потерпит конкурентки рядом, даже если та неумеха и далеко не красавица — какая-то там Нина Заречная. Последняя гнала не лошадей, а велик, и грохнулась так, что играла спектакль перед Аркадиной со сбитыми в кровь коленками. Ну, тот самый, где «люди, львы, рогатые олени — все жизни угасли в результате страшной… ядерной катастрофы. На земле не осталось ни одного живого существа. Слой ядерного пепла закрывает небо, не давая пробиться солнечным лучам…» Но, актуализируя Чехова, Богомолов чуток к слову, к фразам классика, что дает ему неожиданное решение сцен. Так, в первом акте в сцене представления сочинения Треплева в исполнении Заречной открывается занавес, а там… пустые стулья. Хотя за минуту до этого звучали голоса, обсуждавшие старых советских актеров (Меркурьева и Черкасова), фильм «Кин-дза-дза» и др.

Но пустой зал и у Чехова — всего лишь сон начинающей актрисы. Наяву же все места в усадебном театре окажутся заняты, но текст про Меркурьева с Черкасовым, про «Кин-дза-дзу» и опоздавшую приму прозвучит живьем, пока Нина не выйдет на самодельные подмостки и не замрет в профиль к зрителям — на сцене и в зале. «Люди, львы, орлы и куропатки… Ядерный пепел… Души всех умерших — во мне одной: царя Соломона, Курта Кобейна, Генриха Сапгира, Троцкого и Бродского, Гитлера и последней пиявки…»

По ходу дела вскроются тайны рождения героев. Маша окажется дочерью Дорна, а вот отцом Треплева — некий Ширинкин: «Мой отец ведь Ширинкин — кстати, хороший был режиссер». Не всем известно, что это фамилия по отцу Марка Захарова, который при жизни думал о Богомолове как о своем преемнике в «Ленкоме».

Артисты — как опытные, так и дебютанты — все работают замечательно: Елизавета Базыкина (Аркадина), Сергей Городничий (Треплев), Андрей Фомин (Дорн), Дмитрий Куличков (Тригорин), Елена Степанян (Нина), Дарья Жовнер (Маша) и Никита Лукин (Медведенко), Александр Шумский (Шамраев), Александра Виноградова (Полина Андреевна) и приглашенный из МХТ Кирилл Трубецкой (Сорин).

Но в легком, остроумном тексте Богомолова, в том числе и с пародиями на королей интервью и пародий времен перестройки Урмаса Отта, Эльдара Рязанова, Александра Иванова, чем дальше, тем больше будет возникать горечи. Нет — боли. Хотя после монолога Треплева в последнем действии второго акта об «оттепели» уже казалось, что основной акцент спектакля носит чисто политический характер, и Константин к двум своим манифестам о современном либерализме присовокупит третий — о недавнем советском прошлом. «Да и не было никакой «оттепели». Ярость властей была игрушечной, и жертвы — картонными… Только когда молодость стала уходить, они (шестидесятники) успешно обменяли ее на «Волги», дачи в Переделкине и право кататься по миру в статусе официальных, выставочных советских неформалов…»

И тем не менее… Продолжение, обещанное нам в названии, станет в спектакле самым главным смыслом спектакля. Как и у Чехова, честный низвергатель авторитетов Треплев застрелится, а мать его снимется в кино у модного режиссера (внешне напомнил Звягинцева) и в интервью уже не капризным голосом звезды, а просто матери скажет: «Главное в искусстве — говорить правду. Только она приближает тебя к Богу. Сына нет, но пусть эта жертва послужит искусству». Музыку из главного перестроечного фильма «Покаяние» сменит почти дворовая советская «Плачет девочка в автомате». Ну, та, что «вся в слезах и губной помаде»… Кстати, на стихи Андрея Вознесенского.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Даже когда ростовские земли присоединили к Московскому княжеству в 1470-е годы, их особенная художественная традиция не утратила свою самобытность. В этом одна из удивительных особенностей иконописи
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

На днях хиты итальянской эстрады звучали в пышной оркестровой аранжировке в Кремле, и настроение в зале было совсем не академическим. Облаченный в сверкающий золотом костюм Роберто Молинелли успевал
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В президентском статусе он лично присутствует в Ханты-Мансийске только во второй раз. И если год назад Кустурица активно раздавал интервью, то теперь жаждущие поговорить с ним получают в основном
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...