Срочные новости раздела
Символ Отечества: исполнилось 80 лет Михаилу Пиотровскому

Символ Отечества: исполнилось 80 лет Михаилу Пиотровскому

Пиотровский соразмерен Эрмитажу, Эрмитаж — российской культуре. Соразмерен в смысле, который вкладывал в это понятие академик Д.С.Лихачев. Великий российский культуролог считал, что величие культуры определяется ее ярчайшими взлетами, наивысшими достижениями. Величие народа — его историческими свершениями, массовым героизмом и масштабом личностей, избираемых людьми своими идеалами, символами Отечества.

Михаил Пиотровский в числе таких символов. Безусловно, сегодня наши герои те, кто отстаивает Россию на фронте, в боевом противостоянии агрессии Запада. Пиотровский в первых рядах тех, кто отстаивает наши ценности на ином, не менее важном фронте — культурном.

Но значение его личности было ясно уже более четверти века назад. В конце 90-х годов, после распада СССР и серьезных успехов Запада в разрушении России, Дмитрий Лихачев и Даниил Гранин попросили меня оформить организационно Конгресс петербургской интеллигенции — неформальное движение деятелей науки, культуры, образования, регулярно общавшихся в 90-е годы в совместных поисках ответов на мучительные вопросы, которые выдвигало перед ними бурное течение жизни. В состав исполкома Конгресса Лихачев и Гранин пригласили физика Жореса Алферова, композитора Андрея Петрова, актера Кирилла Лаврова. Все эти люди были духовно-нравственными лидерами старшего, уходящего поколения ленинградцев-петербуржцев. Из следующего поколения тогда пригласили Михаила Пиотровского.

Уже в то время, четверть века назад, его авторитет в этом кругу был огромен. Столпы петербургской интеллигенции говорили о Михаиле Борисовиче с восхищением. И Пиотровский достойно продолжил их дело.

Думается, только очень далекие от культуры люди могли бы считать Михаила Борисовича баловнем судьбы: дескать, обосновался во дворце российской императорской семьи, в окружении невероятных сокровищ, пьет чай в кабинете со старинным интерьером и видом на Неву, Петропавловку…

На самом деле в лихие 90-е, когда практически рухнувшее государство воссоздавалось в муках и чиновникам было не до музеев, само сбережение отечественных сокровищниц культуры оказалось под вопросом. И прежде чем страну возглавили люди, озабоченные ее возрождением, прошло немало трагических лет.

Когда же государство оказалось способно оказать сфере культуры масштабную поддержку, было очевидно, что Пиотровскому можно доверить самые масштабные проекты.

Сегодня Эрмитаж в тройке ведущих музеев планеты по международным критериям. На самом же деле №1 и по передовым идеям, концепциям, и по их практической реализации.

Михаил Борисович с коллективом из двух тысяч подвижников музейного дела не просто сумел обеспечить безупречную работу музея в его классическом понимании. Эрмитаж ушел по сравнению с другими лидерами музейного сообщества на десятилетия вперед.

Без малого 30 лет назад Пиотровский предложил собственную концепцию музея, заявив, что Государственный Эрмитаж не просто ведущий национальный музей мировой культуры, а еще и государственное хранилище, научно-исследовательский институт, культурно-просветительное учреждение, историко-архитектурный заповедник. И уже в наше время добавил выстраданное: а еще арбитр, учитель, университет, посол великой российской культуры во всем мире. И вот из сказанного на днях: «Главное, что делает музей, — задает интеллигентный подход ко всем проблемам».

И каждая из этих граней великого учреждения не просто блестяще реализуется на практике, а оказывает в невероятном масштабе влияние на развитие культуры и общества. Про любую из этих ипостасей книги можно писать, и во множестве.

Дмитрий Лихачев говорил, выступая на наших университетских мероприятиях, что особая сила России не в огромных территориях и природном богатстве, не в экономике и Вооруженных силах (хотя и без этого не обойтись), а в нашей культуре. Но сила культуры реализуется в первую очередь людьми, которые способны использовать на благо Отчизны имеющиеся ресурсы. Но талант таких людей должен соответствовать масштабу державы, ее истории.

На своем удивительном и во многом поучительном творческом пути юбиляр стал крупнейшим на сегодня ученым-гуманитарием Санкт-Петербурга, сочетая уникальные возможности востоковеда, культуролога, философа. Неслучайно он возглавил Научно-методический совет по гуманитарным наукам в созданном в прошлом году Санкт-Петербургском отделении Российской академии наук.

Недавно наш университет выпустил книгу Пиотровского «Мосты культуры». В ней 87 работ ученого и публициста. Приведу лишь несколько названий: «Музей в диалоге цивилизаций», «Трансформация исторического дискурса в музее», «История Эрмитажа как история культуры России», «Музей как историк «диалога и конфликта культур», — и уже из этого ряда ясно, насколько научное мышление Пиотровского ориентировано на актуальнейшие проблемы современности, насколько его уровень мышления отличается от обыденного понимания музея как простого собрания исторических артефактов. Здесь что ни название, то тема для докторской диссертации…

С 2001 года по указу Президента РФ Владимира Путина мы с Михаилом Борисовичем организуем «Международные Лихачевские научные чтения» — крупнейший в мире ежегодный форум ученых-гуманитариев.

Открывает «Чтения» Михаил Борисович в духе самого Лихачева — коротко, предельно четко, афористично. Это особый талант — формулировать важнейшие мысли, идеи в нескольких словах, да так, что сложные истины становятся предельно простыми. Вот, например, его фраза, ставшая для меня ключевой в проблематике диалога культур: «Каждый человек может жить в нескольких культурах». Чем больше вдумываешься, тем больше понимаешь нелепость конфликтов на почве культурных различий, видишь пути их предотвращения…

В заключение приведу некоторую статистику (на данный момент), отчасти характеризующую влияние Эрмитажа на общественное сознание, его роль в культуре страны. Общая площадь зданий 261 302 кв. м. Общее количество экспонатов — 3 188 579. Количество посетителей за год — 3 188 300, в том числе по бесплатным билетам — 757 518, по Пушкинской карте — 104 227. Количество временных выставок — 45, за пределами Эрмитажа — 20. За текущий год об Эрмитаже и с упоминанием Эрмитажа в СМИ вышло более 16 000 публикаций, зафиксирована тысяча инфоповодов.

Не могу не отметить, что при всех достижениях возглавляемого юбиляром музея и наличии у него самых весомых регалий и наград Родины Михаил Пиотровский остается невероятно скромным и отзывчивым человеком, для меня лично — идеалом благородного человека, настоящего петербургского интеллигента.

Пожелаем же Михаилу Борисовичу всего того, что желаем нашим самым дорогим соотечественникам.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Даже когда ростовские земли присоединили к Московскому княжеству в 1470-е годы, их особенная художественная традиция не утратила свою самобытность. В этом одна из удивительных особенностей иконописи
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

На днях хиты итальянской эстрады звучали в пышной оркестровой аранжировке в Кремле, и настроение в зале было совсем не академическим. Облаченный в сверкающий золотом костюм Роберто Молинелли успевал
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В президентском статусе он лично присутствует в Ханты-Мансийске только во второй раз. И если год назад Кустурица активно раздавал интервью, то теперь жаждущие поговорить с ним получают в основном
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...