Срочные новости раздела
Отцы и эти: в «Современнике» показали обновленных «Мещан»

Отцы и эти: в «Современнике» показали обновленных «Мещан»

Отличие от предыдущей версии спектакля — всего одно, но оно ключевое. «Обновление» сводится к вводу актера, но вводу на главную роль. В образе Бессеменова дебютировал актер «Современника» Сергей Юшкевич. Ранее — с момента премьеры в мае 2023 года — эту роль исполнял Александр Балуев.

И идея, и манера прочтения, и декорации — из прошлой версии. В «наследство» Юшкевичу достаются сценические дети, жена, квартиросъемщики и приживалы-соседи, семейные конфликты, прописанные Горьким.

Режиссер Павел Сафонов рассказывает:

– Я Сергея давно знаю по Щукинскому училищу. Мы учились в одном потоке. Сейчас я встретился с очень большим, серьезным, набравшимся и мастерства, и опыта артистом. Поскольку он центральный персонаж, все связи с другими героями претерпели перезагрузку. Мы глобально спектакль, конечно, не перестраивали, но может быть добавили чуть больше нервности, резкости. Сергей внес душевную экспрессию другого плана, связал с собой всех персонажей в еще более крепкий узел. 

«Душевная экспрессия другого плана» застывает где-то между всепоглощающей отцовской любовью к детям и сумасбродным желанием полностью контролировать жизнь своих отпрысков. «Крепкий узел» с другими персонажами оказывается полуразвязан. Каждый герой «Мещан» в исполнении актеров «Современника» напитан собственной философией и не способен услышать другого. Бессеменов в своем доме, кажется, более не хозяин,  повлиять на мировоззрение других персонажей он не в силах. Но при этом именно он удерживает под своей крышей людей, совершенно друг на друга непохожих. 

Сергей Юшкевич считает, что его герой — не тиран, а по-своему любящий папа, и что в экспрессивной форме тотальной заботы нет ничего «деспотичного» — только гипертрофированное чувство ответственности за жизнь детей. Его Бессеменов — в родительском замешательстве. Василий Васильевич существует на разломе времени, которое он сам называет страшным. Начало века (пьеса «Мещане» была написана в 1901-м году) — это эпоха интуитивного беспокойства, время, когда все волнуется, трещит, ломается жизнь. Бессеменов боится за наследников, но не может им объяснить, как, по его мнению, устроен мир, и за какие ценности нужно цепляться, чтобы обрести стабильность и покой, потому взрывается и мгновенно, на середине реплики, переключает напускное «компромиссное» спокойствие на жестокость.

Сергей Юшкевич рассказывает:

— Мы же очень часто проявляем настойчивость, бескомпромиссность, дабы уберечь детей, потому что тот путь, который нами, как родителями пройден, намного больше. Эту гипертрофию я не могу назвать тиранством, потому что мы зачастую приходим к каким-то резким таким «семейным» температурам именно из-за силы непонимания. Начинается разговор, ты совершенно спокойно своим детям говоришь что-то, и вдруг с той стороны начинается сопротивление, противопоставление. И дабы его сломать, преодолеть непонимание, приходится включать силу, чтобы продавить его.

В спектакле конфликт отцов и детей превращен в столкновение ярких, «предельных» цельных образов. Петр (Николай Новоселов), кажется, не может принять ни одного самостоятельного решения, на мир смотрит, как и полагается мещанину в трактовке Горького, пассивно: плывет по течению, видит в своей жизни лишь непреодолимую силу и горечь «предлагаемых обстоятельств». Татьяна (Виктория Романенко) чувствует себя лишней и нелюбимой, не знает, что ей делать со своим настоящим и будущим. Актриса говорит, что на современном языке это называется «депрессией», и что в тексте Горького драма ее героини, которую в спектакле трактуют с психологическим размахом XXI века, уже намечена.

В своем спектакле режиссер Павел Сафонов переосмысляет пьесу Горького. Принято считать, что классик больше поддерживал «революционера» Нила, и настаивал на необходимости кардинально резких, достаточно жестких по отношению к «мещанину» Бессеменову действий. Нил (Даниил Попов) в спектакле выписан краской индивидуализма — этакий одинокий, перемазанный золой волчонок, который готов строить свою жизнь чуть ли не на головах остальных. Он не уважает своих родителей и не понимает, почему ему — «кузнецу» будущего — нужно считаться с их мнением. 

«Современник» довольно ясно выступает на стороне отцов, но не отступает от текста пьесы. Такую трактовку усиливают яркие портреты детей, иначе поставленные смысловые акценты и тот факт, что герои — даже те, которые по замыслу классика наделены потенциалом «построения» нового счастливого мира, совсем не взаимодействуют друг с другом. Они просто друг друга не слышат. Обстоятельство, намеченное самим Горьким — о трагедии всеобщей глухоты говорят и Татьяна, и ее отец Василий Васильевич. Павел Сафонов проводит параллели между «Мещанами» Горького, «Королем Лиром» Шекспира и романом «Отцы и дети» Тургенева:

- Это вечная проблема. Мы же все в семье пытаемся быть счастливыми. Существует некоторая разница между восприятием старшего и младшего поколений. Учиться на чужом опыте мы не хотим, пока сами не наступим на те же грабли. Мы ничего не перенимаем у наших старших,  у наших родителей. Нам надо самим пройти этот путь, чтобы поверить в то, что они могут быть в чем-то правы.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Даже когда ростовские земли присоединили к Московскому княжеству в 1470-е годы, их особенная художественная традиция не утратила свою самобытность. В этом одна из удивительных особенностей иконописи
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

На днях хиты итальянской эстрады звучали в пышной оркестровой аранжировке в Кремле, и настроение в зале было совсем не академическим. Облаченный в сверкающий золотом костюм Роберто Молинелли успевал
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В президентском статусе он лично присутствует в Ханты-Мансийске только во второй раз. И если год назад Кустурица активно раздавал интервью, то теперь жаждущие поговорить с ним получают в основном
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...