Срочные новости раздела
«Лихие» никого не испугали: что не так с одним из самых громких проектов сезона

«Лихие» никого не испугали: что не так с одним из самых громких проектов сезона

Примечательно, что у режиссеров и продюсеров пока нет общего мнения о том, каким же было то время. Некоторые снимают романтические комедии вроде «Мир! Дружба! Жвачка!» или «Комбинация», кого-то больше интересуют мрачные тона и атмосфера полного упадка. Те, кто подходит к девяностым с крайне серьезными лицами, пока проигрывают.

Если «Брат» и «Бумер» как образцовые полнометражные фильмы о лихих временах были наполнены фактурными, почти комиксными персонажами и уходящими в народ фразами, то в претендующих на серьезность сериалах вроде относительно недавнего «Ненастья» и совсем свежего «Лихие» царят печаль и безысходность.

Сюжеты этих весьма значительных постановок не являются сплошь фантазией сценаристов и во многом основаны на книгах. Роман Алексея Иванова «Ненастье», экранизированный режиссером Сергеем Урсуляком, посвящен так называемому афганскому братству, превратившемуся из клуба ветеранов войны в преступную группировку. «Лихие» режиссера Юрия Быкова основан на мемуарах настоящего бандита, рассказавшего об отце и сыне, ставших наемными убийцами.

Конечно, все это очень кинематографично. Гангстеры с ветеранским кодексом чести в погоне за отщепенцем или семейный клан киллеров, в котором отец и малолетний сын лихо решают вопросы. У Урсуляка и Быкова во многом разные методы, к тому же «Ненастье» (2018) снималось для федерального эфира, поэтому неизбежно скатилось в мелодраму. «Лихие» делали для платформы, то есть режиссер вполне мог разгуляться на территории 18+, что и сделал в своем фирменном гиперреалистичном стиле.

Впрочем, и «Ненастье», и «Лихие» вызывают у многих людей, которые еще не забыли девяностые, один и тот же вопрос: «Как нам удалось выжить, если все было так ужасно, как показано?» Скорее всего, выживших тогда спасал оптимизм, потому что именно оптимизмом было во многом пропитано то время. Очереди буквально за всем, знаменитая фраза Владислава Флярковского «СССР больше нет», прозвучавшая в «Вестях» в декабре 1991 года, и многие другие приметы девяностых многими воспринимались как этапы пусть и тревожные, но все же ведущие к чему-то хорошему.

Миллионы молодых людей тогда мечтали со временем оказаться в лучшем мире, куда так долго всех нас не пускали. И очертания этого лучшего мира явно проявлялись. Можно было купаться в океане новой музыки, для которой наконец не стало границ, смотреть телевизор с невероятным интересом, ждать свежих газет и журналов с материалами, написанными удивительным, при этом совершенно понятным, не казенным языком, — в общем, жить, понимая, что процесс пошел, и его, скорее всего, не остановить.

Именно подобных, вполне правдоподобных эмоций очень не хватает в сериалах о девяностых. Хотя чему здесь удивляться? Малиновые пиджаки, черные кожаные куртки, «паджеры», пистолеты, грязные кухни, пустыри для разборок, бесконечные очереди и прочее наполнение проектов о лихолетье на экране выглядят куда круче, чем жизнь каких-то там мечтателей. Именно поэтому лучше уж комедии. Они тоже во многом надуманные, но надуманные по-доброму, что, безусловно, радует.

Если же вернуться к сериалу «Лихие» как к одному из самых обсуждаемых проектов сезона, то нужно признать, что его создатели оказались в довольно сложном положении. Ближайшие год-два все фильмы о девяностых будут сравнивать, конечно же, со «Словом пацана», и здесь «Лихим» ловить особенно нечего. В сериале Жоры Крыжовникова есть молодежная дурь и музыка, иногда выполняющая функции своего рода гипноза. Возможно, именно подобная забористая смесь и стала фундаментом для пусть и скоротечного, но все-таки культа этого проекта среди публики, которая о том времени знать ничего не может по причине возраста.

«Лихие» сделан с очень серьезным лицом и явно для серьезных людей, понимающих и помнящих, что к чему. Но как раз таких трудно впечатлить бандитами с плохо прописанными мотивациями. Потому что понимающих и помнящих лихими девяностыми не испугаешь.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Даже когда ростовские земли присоединили к Московскому княжеству в 1470-е годы, их особенная художественная традиция не утратила свою самобытность. В этом одна из удивительных особенностей иконописи
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

На днях хиты итальянской эстрады звучали в пышной оркестровой аранжировке в Кремле, и настроение в зале было совсем не академическим. Облаченный в сверкающий золотом костюм Роберто Молинелли успевал
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В президентском статусе он лично присутствует в Ханты-Мансийске только во второй раз. И если год назад Кустурица активно раздавал интервью, то теперь жаждущие поговорить с ним получают в основном
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...