Срочные новости раздела
В Третьяковской галерее исследовали «Магию акварели»: «Роза» Врубеля, пейзажи Бенуа

В Третьяковской галерее исследовали «Магию акварели»: «Роза» Врубеля, пейзажи Бенуа

Карл и Александр Брюлловы, Альберт и Александр Бенуа... Кажется, что выставка «Магия акварели» оказалась щедрой на семейные и художественные сближения, обратила внимание на слегка подзабытые имена. Взглянуть на историю русского искусства под таким нежным углом зрения помогла избранная кураторами тема — акварель во всех ее формах и проявлениях.

Своеобразной точкой отсчета стала эпоха Екатерины II. Атмосфера дворцов, «царской» природы, императорского двора — пейзажи, первые портретные пробы акварельными красками и даже чертежи.

Почти всех авторов, представленных в первом зале, объединяет некоторый «английский след» в биографии. Этому есть рациональное объяснение. Акварель стала популярна в Российской империи при Екатерине II, приехав с Британских островов. Этот необычный материал в своих работах применяли граверы и архитекторы, те, кто учился за границей, а также иностранцы, приглашенные императрицей для оформления дворцов. Российские художники XVIII века, по словам кураторов выставки, унаследовали английскую школу акварели. Краски наносили «по-мокрому», общий тон превалировал над другими цветами.

Интересен камерный, небольшой портрет отца Гавриила Скородумова — один из первых в России, выполненных в этой технике. Искусствовед Мария Кривенко рассказывает:

— Это очень редкий пример портрета в акварели. В эпоху Екатерины II эта техника только начинала набирать популярность среди художников. Во времена романтизма она стала очень модной. И только тогда в России да и за рубежом появились огромные акварельные портреты. А сам автор, Гаврила Скородумов, — это буквально первый русский художник, который снискал славу в Европе.

Отсюда плавно перемещаемся в XIX век — век расцвета акварели и «размывания» привычных границ краски. Два интересных «светских» портретиста — Петр Соколов и Александр Брюллов. Старший Брюллов поехал в Италию вместе со своим братом Карлом и, будучи архитектором, делал обмеры на раскопках Помпеи. Говорят, что перед этим он долго не мог долго уехать из Неаполя, потому что постоянно появлялись заказы на акварельные портреты. Александру Брюллову позировали даже представители королевской фамилии. Петр Соколов зарекомендовал себя как первый профессиональный акварелист в России. Он работал на заказ исключительно этой краской.

И Соколов, и Брюллов-старший, по словам кураторов, невероятно тонко чувствуют фактуру бумаги, а в своих портретах добиваются эффекта «светящихся изнутри» глаз — такого искреннего и живого взгляда можно добиться только с помощью акварели. Миниатюрные работы аристократы заказывали любимым в подарок: для таких портретов работал принцип «чем нежнее, тем лучше».

Кураторы выставки говорят, что в акварели их интересует не столько поступательная эволюция, сколько разнообразие ее проявлений. Для показа выбирают шедевры из графических фондов Третьяковской галереи — например, эскизы Александра Иванова, портреты Василия Сурикова и работы Валентина Серова. 

Экспозиция разделена по хронологии и по темам. Широка география этюдов и пленэров: заграница представлена не только Италией, но и историческими зарисовками Испании. Недалеко от них — яркий и будто побледневший от яркого солнца Египет — картины кисти братьев Маковских. Гостьей из другой эпохи смотрится акварельная Москва, которую изображают Лентулов и Кандинский. Необычно видеть двух авторов напротив друг друга. Такая разная и такая «авторская» — она вся состоит из острых для нежной акварели углов и ярких, почти что витражных красок. 

А художники из объединения «Мир искусства» предстают тонкими наблюдателями природы. Акварель помогает им передавать игру тени и света через цвета — так делает Константин Сомов. 

Ирина Шуманова рассказывает:

— Мирискусники не так много работали в акварели, они в основном предпочитали гуашь. Но, например, Александр Бенуа был акварелистом «по рождению». Его брат Альберт входил в «Объединение русских акварелистов». И мы представляем Бенуа очень необычно, не через его знаменитые «Версальские циклы», которые, кстати, отчасти гуашевые. Мы показываем его как акварелиста, работавшего с натурой.

К слову, о работе с натурой: акварельную «Розу в стакане» Врубеля, которую разместили на афише, считают символом модерна и одной из самых знаменитых работ художника.

Ирина Шуманова рассказывает:

— Роза уже тронута тлением. Серединка цветет, а лепестки опадают. Надежда Забелова-Врубель была певицей. Ей дарили огромное количество букетов. Представьте, каким «ковром» цветы стояли в их квартире! И живые, и постепенно замирающие бутоны Врубель рисовал часто. На большой афише при входе на выставку врублевская роза увеличена, и мы боялись, что при таком изменении пропорций она не будет смотреться. Но акварельная форма врубелевских работ настолько полна потенциала, что выдержала монументальное увеличение.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...