Срочные новости раздела
Знаменитую пьесу Александра Гельмана поставили теперь и в театре Марка Розовского

Знаменитую пьесу Александра Гельмана поставили теперь и в театре Марка Розовского

Конечно, своим успехом мхатовская постановка обязана в первую очередь не затронутым «постельным» темам, а худруку Олегу Ефремову и исполнителям двух главных и единственных ролей — Татьяне Дорониной и Олегу Табакову. В Сети можно найти разные цифры, но историю «мелкого обманщика» и «проститутки» ставили в России и за границей потом еще раз сорок. Сделал это в конце осени 2024 года в качестве режиссера-постановщика и заслуженный артист России Юрий Голубцов (при руководстве Марка Розовского). Причем Гельман приехал в театр «У Никитских ворот» на премьеру, разместившись в третьем ряду Старой сцены, а в конце скромно поклонился публике.

Перезагрузка театрального хита прошлых лет — огромный риск, но, как я писал недавно по поводу ленкомовского «Гамлета» 2024 года: если считать, что «раньше было лучше», то нужно в театрах вешать белый экран, ставить видеопроектор и крутить записи спектаклей с Высоцким и Табаковым. Или — мириться с реакцией зрителей, примерно такой (цитирую подслушанный в кулуарах разговор): «В первой половине они (Владимир Давиденко и Наталья Баронина) проигрывали тем составам».

Кстати, особенно было интересно, будет ли совпадать актер-кавалер из нового каста с описанием в первоисточнике: «лысый плотный мужчина сорока пяти лет, несколько неопрятно одетый: старые джинсы, мятая вельветовая курточка зеленого цвета, рубашка без галстука».

К счастью, Давиденко (известного друзьям театра Розовского в том числе по роли Портоса в перезагрузке «Трех мушкетеров») густой шевелюры лишать не стали и не гримировали соответствующим образом, но зато он был достаточно «помятым», чтобы воплощать на сцене забулдыгу «мейд ин ЮЭСЭСА». Но, кстати, сорок лет назад лысым перед зрителями не показывался и сам Табаков — он же не Куценко, сияющий затылок которого стал фишкой одного из вариантов «Скамейки».

Что касается Барониной, которая в жизни на 12 лет старше своего партнера по спектаклю, то она, несомненно, светловолосая дама и прекрасно сыграла нескладность, простоватость и тоску немолодой женщины по любви и — простите за детализацию — физической близости.

Конечно, у Гельмана героине 37 лет, но образцовая литература стала явно быстрее сваливаться за горизонт эпической дистанции. И в XIX веке, если верить интернетам, 34-летнего Карамзина называли человеком, приблизившимся к «возрасту угасания», а если копать глубже, «старикану» кардиналу Ришелье к моменту Великой осады было 42 года.

Пространственным фоном встречи двух одиноких сердец (одному из которых быть одиноким не мешал штамп в паспорте) у Александра Гельмана выступил городской парк с музыкой, где «крутились карусели, торговали киоски, трещали стрелковые тиры». Перемещая героев вместо средоточия дозволенных при социализме увеселений в тихий уголок парка, автор намеренно помещает Мужчину и Женщину в искусственно ограниченную, как тюремная камера, среду. Где спичечка, газета, которую можно почитать или постелить куда-то, чтобы не испачкать одежду, тканевый носовой платок вдруг начинают обладать повышенной ценностью, совершенно непонятной в нашей действительности, включающей смартфоны и пачку одноразовых платочков за 15 рублей.

Старая сцена театра «У Никитских ворот» — зал очень небольшой, так что остальной мир дан только как звук, а физически присутствуют только скамейка и Двое. Но этого вполне достаточно, и как раз камерность и нужна.

Также хорошо, что у Розовского не стали осовременивать «Скамейку». Оставив как есть непонятные реалии для родившихся в 90-е и позже: «огромную» зарплату в 350 рублей и барскую широту трат того, кто ее получает. Проблему раннего закрытия магазинов, воспетую еще Венедиктом Ерофеевым («в шесть работа кончается, а в девять уже гастроном закрыт. Вот и крутись как знаешь!»), бытовые неурядицы тружениц чулочной фабрики (ну где сейчас чулки производят в фабричных масштабах?). И, наконец, всенародный трепет перед советской «триадой» потребительского идеала: «Квартира. Дача. Машина».

Гельман, конечно, не первым дерзнул проговорить, что народ, даже советский, — это далеко не совокупность героев и творцов истории, а совокупность «маленьких», а оттого ранимых и хрупких перед катком этой самой истории людей. По-настоящему жаждущих только любви — в любые эпохи.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...