Срочные новости раздела
В Театре Олега Табакова исследуют «воздушные замки» героев Вампилова

В Театре Олега Табакова исследуют «воздушные замки» героев Вампилова

На сцене «Таберки» спектакль «Старший сын» появился еще в 2008 году — тогда пьесу Вампилова ставил Константин Богомолов. В 2020-ом свое видение пьесы представила режиссер Алена Лаптева — на сцену ТОТа постановка «перешла» из Театральной Школы Олега Табакова, и в ней играли в том числе студенты. А в роли Сарафанова выступал ведущий артист, преподаватель Школы  Сергей Беляев,. Спектакль более трех лет держался  в репертуаре — в мае 2023-ого его сняли.

Осенью 2024-ого — то есть, почти полтора года спустя — «Старшего сына» «вернули к жизни» на Другой сцене Современника. Режиссер Алена Лаптева считает, что обновленная версия отличается тем, что здесь артисты ТОТа еще глубже капнули материал (в том числе — вернулись к ранним версиям пьесы Вампилова — «Женихи» и «Поместье»). Также в спектакле появились новые исполнители — роль Андрея Сарафанова теперь исполняет Виталий Егоров, а Васеньку — самого младшего ребенка в семье — студент Школы Артем Малахов. Режиссер Алена Лаптева рассказывает:  

— Для меня эта история о том, о чём сочиняет свою ораторию Сарафанов — о том, что все люди братья. Для меня это история о том, можем ли мы относиться к друг другу (мысль христианская, безусловно) не как к товарищам, знакомым, друзьям… А может ли человек, находящийся рядом, быть нам настолько же близким, как свой брат, свой отец, дед или сын — можем ли мы также сопереживать ему ? Можем ли сегодня человека с улицы принять так же, как близкого и открыть свое сердце настолько, чтобы он стал близким, и его проблемы стали для нас личными? 

Сценограф Сергей Тырин создал для спектакля уютное, камерное пространство, в котором настоящее приобретает оттенки ностальгического ретро, знакомые по самым добрым советским фильмам —- и по духу похожие на декорации легендарного фильма Виталия Мельникова. Линию теплого отношения к прошлому продолжают и костюмы — художница Евгения Панфилова одела героев в неброские рубашки и платья времен шестидесятых — гамма неяркая, но есть цветовые акценты — например, ярко-зеленое пальто Сильвы или лиловая блузка Натальи. Костюмы и декорации частично остались «в наследство» от старой версии спектакля.

Квартира Сарафановых кажется островком человеческого тепла. Забор и улочка, прилегающая ко входу лужа — места необжитые. Декорации созвучны внутреннему миру эмоций — от пронизывающего холода до внутренней теплоты, которая, оказывается, живет почти в каждом. В начале этой комедии холод ощущается почти что на кончиках пальцев — но постепенно его сменяет душевное тепло.

Спектакль начинается с того, что два приятеля-авантюриста — Сильва (Павел Шевандо) и Бусыгин (Артур Касимов) — оказываются в незнакомом городе — и, словно продолжая свою долгую ночную шутку — попадают в дом музыканта Андрея Сарафанова (Виталий Егоров). Молодые люди просто желают отогреться. Бусыгин называется сыном хозяина дома —  в эту игру положений он входит с азартом, и в процессе обнаруживает внутри собственной души совсем «неавантюрные» эмоции: желание позаботиться о тех, кто искренне принял его, как родного.

Дом Сарафановых — шумный (особенно для троих его обитателей). Двое детей и отец ссорятся так, что кажется, будто со сцены вот-вот полетят искры. Слаженный актерский ансамбль — дочь Нина (Наталья Попова) и сын Васенькп (Артем Малахов), да отец их, Андрей Григорьевич (Виталий Егоров). Невозможно определить, кто же в семье главный — главными оказываются все. «Семейные сцены», в которых Сарафановы выстраивают свое возможное будущее — одни из самых ярких и насыщенных по ритму в спектакле. 

Герой Егорова — «безнадежно любящий отец», человек внутренне интеллигентный, мечтательный, похожий на большого ребенка. Кажется, будто он не способен ничего решить сам — особенно когда дело касается интересов других — пусть даже и собственных детей. Для него становится созвучной ситуация, с которой часто сталкиваются и в обычных семьях — когда дети проявляют свой характер, а родители, обоженные «молодежным» напором, потихоньку отходят в сторону, откуда с болью наблюдают за первыми детскими ошибками. 

Образ, который Егоров создает на сцене — с актерской точки зрения достаточно сложный. Его Сарафанов сочетает в себе и слабость, и силу, местами проявляет характер, местами — оказывается бесхарактерным. Этот герой внутренне будто бы оправдывает поступки всех и, кажется, будто,  всех готов простить. 

Его дочь Нина — по словам актрисы Натальи Поповой — в семье принимает на себя роль матери. Она любит отца,  но как большого ребенка: 

— Об отце моя героиня говорит, что он выстроил воздушные замки — и самый большой - для себя. А теперь в этом «замке» они живут все - такие   открытые миру, все с чистым сердцем.

А Васенька, которого играет дебютант Артем Малахов — получается безрассудным и страстным подростком, который впервые сталкивается с миром взрослых серьезных чувств. По словам актера, младший Сарафанов сначала делает, а потом думает — то есть уверенно идет за своими чувствами, еще не понимая последствий своих поступков, и пока не понимает искренних чувств других людей.

Кажется, будто Андрей Григорьевич учит своих детей во всем видеть любовь — и, следовательно, верить, что все обитатели остального мира способны эту любовь отдавать: будь то молодая секретарь суда Макарская (Арина Автушенко) или летчик Кудимов (Севастьян Смышников). В доме Сарафановых на самом деле принимают и по-своему любят всех, а все сопротивления этому правилу выглядят формальным притворством. И это огромное достижение и актерского ансамбля, и режиссера Алены Лаптевой — ощущением «все люди — братья», которым по пьесе живет Сарафанов, так или иначе проникаются все герои спектакля. 

Когда Кудимов со свойственной ему прямотой разоблачает тайну Сарафанова, музыкант не оправдывается — а просто вежливо подтверждает, что ему пришлось сменить место работы: и в ответ наталкивается на «стену» любви и понимания, фундамент для которой он выстроил сам.

Если для Сильвы, Макаровой и Кудимова такая христианская мораль о всепонимании и всепрощении становится источником антропологического интереса, то Бусыгин пытается примерить на себя эти правила — потому в доме Сарафановых он становится своим. Пришлый студент, который поначалу кажется безрассудным и азартным авантюристом, оказывается очень внимательным и чутким — и это помогает ему распознать ту силу добра, которой, кажется, пропитано все в доме хозяев.

Герой Артура Касимова, кажется, идет за предлагаемыми обстоятельствами, полностью доверяется фантастической истории, в которой у него внезапно появляется отец — метафорически: фигура, необходимая каждому человеку, практически: хотя бы какая-то опора в постоянно изменяющемся мире и некий неиссякаемый «источник» безусловной родительской любви. Он, в отличие от Сильвы, не сопротивляется заведенным порядкам,  но если что-то идет не так (например, Васенька говорит о том, что хочет уйти в тайгу или Кудимов пытается забрать Нину из дома), то смело защищает построенную собственноручно сказку о счастливой семье. 

Кажется, что все герои так или иначе учатся чему-то друг у друга: если Сарафановы «учат» искренне любить, то Бусыгин учит их говорить между собой и защищать целостность хрупкого семейного мира — прежде всего, от собственных эмоциональных порывов и эгоистичных амбиций.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...