Срочные новости раздела
Творец, который не сломался: на ТВ показали 5 фильмов с Андреем Смирновым

Творец, который не сломался: на ТВ показали 5 фильмов с Андреем Смирновым

Он снял «Белорусский вокзал» в 29 лет, представляете? Я не представляю, потому что это фильм о войне, где совсем не стреляют, где нет никакой бойни, но люди всё равно умирают от последствий. Вроде мирное небо над головой, бывшие воины (бывших не бывает!) встретились на похоронах друга. А сами они в этой мирной жизни нужны? Не нужны? Или сделали уже свое ратное дело, защитили Родину от врага, а теперь обычные скромные труженики, служащие. Но там кругом война — как она чувствуется, ощущается; вот это братство, это самое главное в жизни, что у них было… Эта песня Окуджавы про «десятый наш десантный батальон»… Как это мог снять 29-летний парень, до сих пор непонятно!

А потом, через несколько лет, «Осень», которую дураки из цензурной комиссии назвали самым эротичным фильмом, который они когда-либо видели. Его почти не пустили на большой экран, разве что где-то в провинции, да и количество копий сильно ограничили. Ну эротический, и что? Там не было секса вообще. Но правы цензоры: суть любви, и сексуальная тоже, ох как видна для тех, кто понимает. Как же он умел, этот Смирнов, снять обнаженные чувства не впрямую, а через реалии жизни, да просто быт. Это точно дорогого стоит. И вот сказала молодому человеку тогдашний министр культуры Фурцева: «Мы вам найдем новое место работы». Представляете? Режиссер за свои шедевральные фильмы получил запрет на профессию! Да, это Советский Союз, ну вот такой…

Некоторые просто не выдерживали столь свинского отношения к себе. Александр Аскольдов снял единственный фильм, но какой — «Комиссар». Положили на полку, запретили, не дали. Он был показан только в перестройку. Но Аскольдова как режиссера уже не было, он сломался, да, и больше так ничего и не снял. Эти цензоры, министры культуры играли судьбами как футбольным мячиком.

Но Смирнов-то боролся, всегда боролся. Нельзя режиссировать — он актер. В кино не зовут — пишет сценарии, пьесы, и не только на русском, на французском тоже. 30 лет он ничего не снимал, а вот сейчас, когда нет запретов (впрочем, для кого-то есть, точно), Андрей Сергеевич будто дорвался до того, для чего и создал его Бог. Он опять снимает — и как!

Нынешние его фильмы, возможно, не чета ранним, первым, великолепным. Но рука Смирнова чувствуется, он все равно до сих пор исследует знаковые вехи жизни русского народа в советский период. И «Жила-была одна баба», и «Француз», и «За нас с вами» — всё это трагедии. Он прав, Андрей Сергеевич, мы до сих пор так и не поняли, как прожили эти последние лет сто, не разобрали, не разобрались. А значит, можем повторить? Гражданская война, Сталин (до и после) — вот о чем он говорит и не может остановиться.

А деньги, откуда берутся деньги? Блистательный режиссер Абдрашитов не снимал последние 20 лет, до самой своей смерти. Потому что стыдно было ходить по «богатеньким буратинам», просить, унижаться. Он не хотел этого. А у Смирнова на «Жила-была одна баба» оказались знаковые спонсоры: Абрамович, Чубайс, Альфред Кох. В нашей личной беседе с ним я так и не понял, зачем он решил брать эти деньги — грязные деньги, как мне казалось. Он даже обиделся. И сейчас я с ним согласен: надо брать, раз дают. Может, для таких миллиардеров это как знак покаяния, как построить церковь. Или отмыть в хорошем смысле (хотя есть ли у слова-понятия «отмыть» хороший смысл?). Уж лучше эти средства пойдут на знаковый, значимый, важнейший фильм о судьбе нации, чем на…

Вот поэтому Андрею Смирнову можно лишь аплодировать стоя. Это творец, который не сломался.

ОТ БОРОВИКА И СЛЫШУ

Генриху Боровику, полит-обозревателю советского периода, исполнилось 95. Да, тогда он был пропагандистом, кто же спорит. Но так же глупо отрицать, что те пропагандисты-журналисты не чета нынешним. Богатыри — не вы.

А Боровик — богатырь, точно. Да, конечно, МГИМО, потом многолетняя работа в АПН явно были связаны с КГБ. Да, когда он выступал в программе «Время», «Международной панораме», отдельные трезвые люди, зрители к его словам относились скептически. Но какая счастливая жизнь, творческая прежде всего! Вот его многолетняя командировка в Америку, где он встречался, сделал интервью с самим Керенским. Это же такой эксклюзив! Вот «горячие точки», которые он прошел с достоинством. Куба, а там встреча с Хемингуэем — опять редчайшее интервью. Он писал пьесы, которые ставили лучшие режиссеры и театры. «Интервью в Буэнос-Айресе», например, про чилийский путч; или «Агент 00», которую сотворил Андрей Гончаров у себя в «Маяковке», а в главной роли играла, пела Наталья Гундарева.

Да, при этом нападал, громил Солженицына, Довлатова — что было, то было. Наверное, по-другому не мог. Но для меня есть как бы два Боровика. Один вот этот, официальный, а другой… После смерти Артема, сына, это трагический человек. Такое пережить… Трагический и мудрый, такой чувствительный, мужественный.

Мы встречались с ним неоднократно. Первый раз у него на работе, когда ему было только 67. И дома у него был, где мне так понравился график, висящий на стене: утро — кофе, утренняя прогулка, написание книги; вечерний моцион; отбой. Не хватает разве что «в 10:00 — подвиг». Помню, отбой у Генриха Аверьяновича был в 22:00, вот так.

Богатыри — не вы, это я к нынешним, болтающим в телевизоре. Богатыри — они: Бовин, Владимир Цветов, Каверзнев, светлой памяти. И Генрих Аверьянович Боровик. Дай Бог здоровья.

ЕГО ЗВАЛИ ФЕДОР

Или Федор Федорович, дядя Федор, Федя. Вот это ласковое «Федя» повторяли все: тренеры, футболисты-коллеги, и не только из «Спартака», ну и, конечно, болельщики. Для них он был свой, родной в доску. Как будто человек из русской народной сказки пришел сюда, стал замечательным футболистом, лучшим из лучших, которого все так любят. Любили.

Сейчас ему бы исполнилось 65, а умер он 10 лет назад. И все знали о его болезни, которая периодически накрывала его. Но он всегда выкарабкивался и даже успел дважды стать лучшим игроком Советского Союза. Он был очень добр по-человечески, никогда не хамил ни на поле, ни в жизни. Он любил людей, тех, для кого он играл, тех, кто им восхищался.

А в футболе это был Мастер, самый настоящий. Как он обводил, как видел поле, какие пасы… До сих пор помню оба его гола в Англии в ворота непобедимой тогда «Астон Вилла». И еще два гола в ворота сборной Португалии в отборе на Евро-1984.

«Матч-ТВ» (а кто же еще!) в юбилей Феди в лучшее свое время, в прайм-тайм, показал три программы: документальный фильм о Черенкове, матч ветеранов «Спартак» — «Динамо» в честь Федора Федоровича (и вот там в интервью они все его называли только Федя), а потом игру 1980 года с Бразилией, где Черенков забил прекрасный гол.

«Знаете, каким он парнем был…». Да, вот таким, как Гагарин. Просто Федя, сказочный герой.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...