Срочные новости раздела
Новая эпоха в Большом театре началась с убийства Джильды: эталонный Риголетто

Новая эпоха в Большом театре началась с убийства Джильды: эталонный Риголетто

Приглашение на постановку Джанкарло дель Монако – мудрое решение. Маститый режиссер и художник, представитель знаменитой оперной династии, дель Монако идеально сочетает режиссерскую смелость с традиционным подходом к материалу. Правомерно считает себя продолжателем принципов Станиславского, а потому со вниманием относится не только к нотам партитуры, но и к литературному тексту либретто. С детства зная наизусть не менее 60 опер, маэстро дель Монако уверен: для композиторов слово значило не меньше, чем музыка. Великие авторы разных оперных школ, и Верди первый в этом списке, писали свои музыкальные шедевры на готовые тексты, участвовали в работе либреттистов, создавали музыкальную интонацию под конкретное слово. Поэтому, репетируя с русскими артистами, Джанкарло не только разрабатывал линию поведения персонажей, но и детально отрабатывал итальянский текст. Такой метод дал великолепный результат: не превращая оперу в драму, сохраняя свойственный опере крупный штрих, плакатность характеров, однозначность страстей, постановщик строит на сцене настоящий человеческий мир, в который веришь и которому сопереживаешь.

Джильда в исполнении Полины Шабуниной – нежная, кроткая, невинная девочка в почти детском голубом платьице, с серебристым голосом, пожалуй, пока не вполне устойчивом на верхах, но очень красивом в основной тесситуре. Героиня пластична, импульсивна. Ее переполняет чувство любви к юноше, которая кажется ей взаимной. И потому предательство, с которым она сталкивается, уничтожает ее. В версии дель Монако смерть Джильды предопределена с самого начала – и такой мощной трактовки этой линии встречать ранее не приходилось. При этом режиссер не делает из Герцога монстра. Павел Петров в этой роли прямо-таки очарователен в своем легкомыслии. Он – не зло, не дьявол, не коварный соблазнитель. А просто ветреник, безнаказанный благодаря своему социальному положению. И то, что две женщины – Джильда и Маддалена – спасают его от смертельной угрозы, о которой он даже не подозревает, как будто бы оправдывает его. Впрочем, это оправдание сегодня кажется абсолютным анахронизмом: в наши дни такого Герцога быстро упекли бы за харрасмент, а Джильда с Маддаленой записались бы в движение “ми ту”. Хорошо, что Верди до этого не дожил.

В этой связи логично, что действие перенесено в условную визуальную среду середины ХХ века – может быть, последние десятилетия, когда гендерные отношения сохраняли еще традиционную иерархию. Вышло это очень красиво, вызвав море ассоциаций с кинематографом прошлого столетия. Элегантные костюмы, вечерние платья, смокинги, много черного цвета и серебра – эдакое «скромное обаяние буржуазии».  Впрочем, о сценографии стоит сказать отдельно. А среди артистов стоит особо выделить исполнителя заглавной партии Эльчина Азизова, которого смело можно назвать эталонным Риголетто. Покорило все: и красота голоса, и сильнейший характер, в котором злодейство и любовь, низость и стремление к чистоте, жестокость и нежность образуют гремучую оперную смесь. 

Исполнители партий второго плана полностью соответствуют установленной высокой планке – Елена Манистина (Джованна), Алина Черташ (Маддалена), Юрий Власов (Спарафучиле) с подачи режиссера создали интересные образы, наделенные индивидуальными чертами. Алина Черташ с ее красивейшим нижним и средним регистром в сочетании с неотразимой внешностью демонстрирует высочайшее искусство обольщения. Ну а Владислав Попов в роли графа Монтероне, обрушившего проклятья на Риголетто, был весьма грозен и даже инфернален.

Оркестр под управлением маэстро Гергиева с первых тактов зазвучал узнаваемо по-гергиевски: страстно, контрастно, в хороших темпах. В первой сцене даже слишком хороших для хора, которому пришлось оперативно приспособиться к взятому быстрому темпу. Великолепно звучали ансамбли – «коронка» вердиевских опер. И оркестр вел их мастерски и вдохновенно.

Как уже говорилось, визуальное решение спектакля заслуживает отдельного описания. Кроме самого режиссера над ним работала его команда – сценограф Антонио Ромеро и художник по костюмам Габириела Салаверри. Первая сцена явила огромных размеров, обшитый красным бархатом, увенчанный гигантской люстрой из красного хрусталя кабинет Герцога. Публика шумно вздохнула – и зааплодировала. После первой картины наступила длительная пауза. Однако, когда занавес снова раскрылся, публика поняла, что ожидание того стоило: открылась картинка старого европейского города с обшарпанными фасадами, лестницей, террасой, увитой плющом, качелями – кинематографическая достоверность и подробность сценографии вновь вызвала аплодисменты. Ну и финальная сцена – берег реки, полуразрушенный дом, неряшливый трактир, тревожное запустение. И – пугающий акцент: засохшее мертвое дерево, которое в сцене грозы будет расколото напополам молнией. Все работает на образ, который создают авторы спектакля. И во главе авторского коллектива – Джузеппе Верди.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...