Срочные новости раздела
Неизвестный Христос, мертвая рука Крылова, «двойники»:  очередь на Серова сменилась «блокбастером» Брюллова

Неизвестный Христос, мертвая рука Крылова, «двойники»: очередь на Серова сменилась «блокбастером» Брюллова

Ничего подобного пока в Петербурге нет. Покупаешь билет онлайн, быстро проходишь в назначенное время. Разве что цены взлетели невероятно. Поход семьей для туристов из других городов вылетает в копеечку. Живая очередь небольшая и стоять в ней не придется.  

На родине Карла Брюллова представлено более 300 произведений, которые теперь хранятся в разных городах и даже странах. Многие хорошо знакомы посетителям. Хитов, раз уж мы употребляем слово «блокбастер» предостаточно. Повышенный интерес вызывает не только собрание живописных, но и графических работ, акварели из собрания Русского музея. Они выставлены в небольшом зале, как будто проходном, но в нем-то как раз многие посетители надолго задерживаются.  

В экспозицию включены произведения из 26 российских музеев. Среди них -   Третьяковка, Эрмитаж, музеи Академии художеств и А.С. Пушкина, «Царское село», художественные музеи Нижнего Новгорода, Саратова, Ярославля, Воронежа, Иванова, Татарстана. Есть работы из частных собраний Санкт-Петербурга и  Москвы, кое-что из зарубежных коллекций неназванных авторов. 

Брюллов был великолепным портретистом, и на выставке представлены самые известные его работы - «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» (1830), «Портрет сестер Шишмаревых» (1839), «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» (1842), «Всадница», на которой изображена Юлия Самойлова (1832). 

Но помимо эффектных, а иногда экзотических портретов прекрасных дам, есть великолепная мужская галерея – Василий Жуковский, портрет которого предназначался для выкупа из крепостных Тараса Шевченко,  художника Василия  Тропинина,  портрета и драматурга Нестора Кукольника, поэта и чиновника Министерства иностранных дел Ивана Бека,  родного брата Александра.

У портрета баснописца Ивана Крылова (1839 года) из собрания Третьяковской галереи с так называемой мертвой рукой посетители останавливаются надолго. Их привлекает именно эта чужеродная и странная рука, несоответствующая общему облику. Молодой экскурсовод добавляет интереса своим рассказом. Брюллов не успел написать руку баснописца, хотя спешил завершить работу за один сеанс. Крылов тогда пошутил, что художник сможет это сделать после его смерти. Как в воду глядел.  Руку действительно пришлось дописывать уже после смерти Крылова. Специально для Брюллова с нее был сделан посмертный слепок. Но дописал ее не он, а ученик Фаддей Горецкий. Портрет был завершен спустя десять лет.    

Отдельно представлены акварели и рисунки (среди них - «Портрет графини О.П. Ферзен на  ослике», «Сон монашенки», «Сон бабушки и внучки», «Турчанка. Этюд»). В этом зале посетителей предупреждают о том, что уровень освещенности составляет 50 люкс, и это необходимо для обеспечения сохранности хрупких графических произведений. 

Есть итальянский раздел, где представлены, например, «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». Обе работы относятся к 1827 году. В 1822 году Карл Брюллов впервые вместе с братом Александром отправился на средства Общества поощрения художников на три года в Италию. В итоге он прожил там 13 лет и создал свой шедевр «Последний день Помпеи», который впервые представили после реставрации. Это первое, что видят посетители «Великого Карла», словно поднявшись к ней по узкому коридору, как если бы они спускались в египетскую пирамиду. 

Помпеи Брюллов впервые посетил в 1827 году. Тогда и возник замысел картины. В 1833 году работа была завершена и представлена в Риме и Милане. В 1834-м она получила золотую медаль в Салоне в Париже, после чего на корабле была доставлена в Петербург.

Предыдущая реставрация проводилась в 1995 году. Теперь пришлось ликвидировать 50 прорывов, восстановить истонченные участки поверхности, удалить записи, которые их скрывали, покрыть полотно лаком, чтобы предохранить авторский слой и достичь определенного оптического эффекта.

В Италии Брюллов и умер в 1851 году, поехал туда поправлять здоровье после работы над росписью главного купола Исаакиевского собора. Похоронен художник на римском кладбище Монте Тестаччо.

Религиозная живопись занимает на выставке отдельное пространство. Это фрагмент росписи большого купола Исаакиевского собора,  «Святой Николай Мирликийский с ангелами» - его приходится рассматривать, словно с балкона, так что внизу оказывается нижняя часть гигантского произведения. Впервые за сто лет в России выставлен запрестольный образ «Христос во гробе» (1846), написанный для домашней церкви графа Николая Адлерберга. Он выставлен во полумраке  небольшого зала, напоминающего церковный придел. 

Еще одно грандиозное полотно - «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839-1843)  из собрания Третьяковки. Оно так и осталась незаконченной, поскольку в 1847 году Брюллов тяжело заболел.  

Особый интерес вызывают у посетителей выставки двойные и тройные портреты. Например, три кучно развешанных автопортрета самого Брюллова из собраний Русского музея, Третьяковки и частной коллекции. Вроде бы они похожи как три капли воды, но пытливые зрители подолгу их рассматривают, находят отличия.  Автопортрет  из Третьяковке был написан буквально за два часа. Брюллов тогда уже был болен после того, как расписывал купол Исаакия, усугубилась сердечная болезнь. Автопортрет из Русском музея  - повторение первого. Он сделан учеником художника, предположительно Лукашквичем, а затем исправлен уже Брюлловым.   Третий – из частного собрания Санкт-Петербурга. 

Есть двойные партии прекрасных дам, которых тоже с любопытством сравнивают. Два портрета княгини М.П. Волконской 1841 года из Русского музея и Нижегородского художественного. Рядом разместили и два портрета великой княгини Елены Павловны их Третьяковки и частного собрания Санкт-Петербурга.

Работ много, им тесно. Стены, пожалуй, излишне яркие и создают не самый благоприятный фон. Есть ощущения хаотичности и эклектики в подобном экспонировании. Хотя многие этого не замечают и даже впервые для себя открывают великого Карла.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...