Срочные новости раздела
В Музее музыки рассказали, кто такие звуколюди

В Музее музыки рассказали, кто такие звуколюди

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы звуколюди!» — слова из его поэмы «Царапина по небу». Не секрет, что футуристы умело пользовались в своей поэзии звукописью и превращали стихотворение в настоящий звуковой перформанс, что показывает неразрывность связи авангардистской музыки с поэзией, а понятие «звуколюди» ни что иное как объединение композиторов и создателей экспериментальных инструментов, звуковых машин, изобретателей новых способов исполнения.

Своего гостя в Музее музыки погружают в эпоху музыкального авангарда. Здесь в нескольких залах поместилась целая эпоха, которую можно рассмотреть словно под микроскопом — в деталях. Смысловой центр экспозиции — расцвет авангарда в 1920-30-е годы. Бытует мнение, что авангард этим периодом и ограничивается. Однако выставка доказывает, что «прадедом» авангарда был Владимир Одоевский, а его «внуки» — наши современники. Так что авангард жив и процветает! И мы тому свидетели.

Экспозиция и начинается с энгармонического рояля Одоевского. Один из первых отечественных музыкальных журналистов, музыкальный критик и композитор, современник Пушкина и Жуковского, Одоевский был человеком крайне прогрессивным и дальновидным. С его энгармонического рояля (речь идет, на секундочку, о начале XIX столетия!!!) и начинается история. Инструмент символизирует микрохроматику (на слух она напоминает расстроенный рояль), которую авангардисты возвели в абсолют. Она позволяла проводить дерзкие эксперименты. 

Другой важной фигурой для авангардистов был Александр Николаевич Скрябин (АНС — запомним эту аббревиатуру, она нам еще пригодится). Композитор обладал музыкально-цветовой синестезией, проще говоря, цветным слухом — ассоциировал звуки с цветами. Идея нашла воплощение в произведении «Прометей. Поэма огня». Уникальный оригинал партитуры, представленный среди экспонатов, показывает, что помимо нот для оркестра здесь есть партитура для света (Luce) и «светового органа», который дополняет музыку световыми эффектами. Исполнение произведения нужно обязательно смотреть, а не только слушать! И в музее такую возможность предоставляют с помощью интерактивного экрана.

Директор музея Михаил Брызгалов акцентирует внимание на том, что этот самый авангард работал в других видах искусств - в театре, кино, изобразительном искусстве и фотографии. В 1920-е годы авангардисты откликнулись на культ новых машинных технологий, которые, несомненно, являлись символом прогресса человечества. Появилась «музыка машин», а вместе с ней — балет «Стальной скок» Сергея Прокофьева, балет Дмитрия Шостаковича «Болт».

Но «музыка машин» существовала не только в виде симфонических произведений. У нее было «второе лицо», где музыкальными инструментами становились сами машины. Музыкантами почувствовали себя и изобретатели, среди которых несомненной звездой является Лев Термен, изобретатель терменвокса. Увы, большинство музыкальных изобретений не стали востребованными в композиторском искусстве, оставшись в памяти даже не голосом, а далеким эхом эпохи. А вот шумовые музыкальные инструменты пользовались огромной популярностью. После революции шум превратили в звуковой способ организации труда. Идея заключалась в том, чтобы стереть границу между работой и досугом. Станок рассматривался как музыкальный инструмент, а рабочий — как музыкант. Вполне в духе времени. Но самое яркое распространение идея шумовой музыки получила в кино, где использовали натурную запись шумов окружающего мира. А что из этого получилось, можно посмотреть здесь же, надев наушники возле мини-телевизора, где транслируется фильм «Энтузиазм (Симфония Донбасса)» (1930 год), ставший образцом «шумовой симфонии».

Во МХАТе пошли дальше: актер и изобретатель Владимир Попов руководил конструированием и совершенствованием шумовой аппаратуры, которую использовали в оформлении спектаклей. Кстати, его идеи подхватили и кинематографисты, которые применяли Поповские изобретения для озвучивания фильмов (правда, идея оказалась не перспективной…). Всевозможные «шумелки, пыхтелки, сопелки» представлены на выставке и на некоторых из них можно поиграть, представив себя деятелем авангардного театра 1930-х. Всего Попов наконструировал около 200 шумовых машин, которые воспроизводили звуки природы, транспорта, производства, баталий и быта.

Мы попробовали постучать по реконструированным шумовым машинам Попова, взглянули на оригинальный «кастрюлебарабан» (барабаны, сделанные из кастрюль), побренчали на чемодане с калошей и на бутылофоне, неожиданно для себя став авторами собственной шумовой симфонии. Звук у этих инструментов оказался самобытным, совсем не таким, к какому  мы привыкли, но, очевидно, так звучало новое государство, где воспитывали «нового человека». 

Мы обещали, что 1930-ми годами все не закончится. И действительно, импульс, данный авангардистами в эпоху их расцвета, был столь сильным, что прокатился через все XX-е столетия и продолжает вдохновлять композиторов современности. Наверняка многие из наших читателей смотрели фильм Андрея Тарковского «Солярис» и могут вспомнить необычное звуковое оформление картины? Речь идет о синтезаторе «АНС» (по инициалам Александра Николаевича Скрябина). Автором музыки в фильме был Эдуард Артемьев, продолжатель авангардного движения, который всегда находился на передовой электронной музыки и стал одним из важнейших композиторов-электронщиков в мире!

Так вот, «АНС» изобрел военный инженер Евгений Мурзин, его новшеством заинтересовались представители «второго авангарда» — Альфред Шнитке, Софья Губайдулина, Эдуард Артемьев, конечно, и другие, оставив любопытное, хотя и мало изученное, музыкальное наследие. Во второй половине XX века «АНС» звучал во многих кинолентах. Например, помимо фильмов Тарковского, синтезатор можно услышать в «Бриллиантовой руке» (в сцене ночного кошмара). Впрочем, не обязательно пересматривать фильмы, чтобы узнать, как звучал «АНС» - достаточно подойти к Virtual ANS — симулятор настоящего синтезатора, нарисовать на панели что угодно и озвучить. Мы, например, признались в любви к «МК» и узнали, как наш рисунок звучит на АНСе. Завораживает… Идея для любителей авангарда, которые хотят сделать предложение любимой: напишите его на Virtual ANS. Согласие гарантировано! Равнодушным остаться сложно! 

Авангардное движение продолжается и сегодня, что здесь же и доказывают. Современные композиторы предоставили для выставки свои оригинальные партитуры с сочинениями, среди которых такие яркие и дерзкие образцы как «Граффити» для ансамбля (Егор Савельянов), «Мем» тоже для ансамбля (Ярослав Судзиловский). Так что временные границы авангарда точно не ограничиваются 1930-ми.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...