Срочные новости раздела
Тетя Клава, баба Шура или маляр Тося: актриса Раиса Рязанова отмечает 80-летие

Тетя Клава, баба Шура или маляр Тося: актриса Раиса Рязанова отмечает 80-летие

Переехав с мамой из Казахстана, где родилась, в Подмосковье, Раиса Рязанова поступила в Рязанское музучилище, выучилась игре на баяне, поступила в ГИТИС. С третьего курса начала сниматься. Ее дебют в кино состоялся в 1967 году. И сразу главная роль в картине «Гуля Королева» Ии Мироновой по повести Елены Ильиной «Четвертая высота» о советской актрисе Марионелле Королевой, которая в 1942-м добровольцем пошла на фронт и погибла под Сталинградом в свои 20 лет. Через два года Рязанова снялась у Юрия Григорьева в фильме «День и вся жизнь», где опять была война, и ее героиню Катю Морозову спас советский солдат. Короткая, как вспышка, любовь, разлука, рождение сына...

В фильмографии актрисы больше 200 картин — «Золотые рога» Александра Роу, «Москва —Кассиопея» Ричарда Викторова, «Ищу человека» Михаила Богина, «Белый Бим Черное Ухо» Станислава Ростоцкого, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, «Любовь» Валерия Тодоровского, «Му-Му» Юрия Грымова... А теперь — сериалы, сериалы... Больших ролей после юношеского взлета не было. В основном эпизоды, всегда яркие, каким бы скромным ни был материал: Рязанова никогда каши не испортит.

На роль Антонины в «Москва слезам не верит» ее утверждать не хотели, но Меньшов бился за своих актрис. Рязанова с благодарностью вспоминает, как оказалось, главную роль своей жизни — скромного маляра и маму троих мальчиков. Хотя поначалу переживала, что зрители вспоминают порой только эту ее картину.

Она пережила разные времена. Когда в кино ситуация была аховая, зарабатывала на жизнь частным извозом, подвозила пассажиров, стала лихо водить автомобиль, заслужила титул «Автоледи». Легко себе представить, как Рязанова печет пирожки, а потому никто не удивляется, что у нее есть блог, в котором она делится кулинарными рецептами, секретами садоводства и житейскими советами. Только никаких страниц в соцсетях у нее нет и в помине, Интернетом она не пользуется. А ее имя используют ловкие люди и процветают.

Несколько лет назад она поразила своим поступком. Мы были в Трубчевске, где Лариса Садилова в свое время снимала фильм «Однажды в Трубчевске», участвовавший потом в Каннском кинофестивале, и решила устроить для местных жителей праздник. Они же снимались в ее картине. Ждали приезда очень известной актрисы, которая накануне перестала выходить на связь. Ситуация была на грани провала. И Лариса позвонила Рязановой. Раиса Ивановна при ее безумной занятости срочно выехала в Трубчевск на машине и провела великолепную встречу со зрителями.  

Она даже в трудный момент спонсировала фестиваль, отдав только что полученный гонорар. При этом считает, что ничего особенного не совершила. Рязанова — отважная актриса, готова сделать ради роли то, что обычно достается каскадерам. В горящую избу войдет, если надо, и в ледяной воде искупается, что уже и было не раз в ее кинобиографии.  

С Ларисой Садиловой они вместе работали, а в ее недавнем «Огороде» Раиса Рязанова сыграла предсказательницу Зинаиду Зрячую, а потом стеснялась приходить на премьеру. Ей казалось, что будут над ней смеяться. Она там действительно смешная, карикатурная. Рязанова с одной стороны боевая, а с другой — застенчивая. Никогда на экране не целовалась, хотя и снялась, не раздеваясь, в эротической сцене советского образца в картине «День и вся жизнь». «У меня была там сцена с прекрасным актером Виктором Авдюшко, который играл моего возлюбленного, — вспоминает актриса. — Я тогда была кормящей мамой. Мы лежали в кровати. Колготок в те годы еще не было. Я связала рейтузы. В них и лежала, надела еще майку, а поверх нее ночную рубашку. Виктор был в брюках и майке. Между нами — одеяло. Режиссер Юрий Григорьев попросил, чтобы мы прижались друг к другу поближе, но я ему сказала, что муж не велел мне ничего подобного делать». Такой была ее первая любовь на экране.

«Мы подружились с Раисой Рязановой давно, — рассказывает режиссер Лариса Садилова. — Сначала она озвучивала в моей картине «С любовью, Лиля» одну из героинь — Женю, подругу Лили. Это было в 2002 году. А в 2004-м я пригласила ее на «Требуется няня». А потом Раиса Ивановна купила дом рядом с нашим поселком — и мы стали соседями.  

— Все время вспоминаю ее марш-бросок в Трубчевск...

— Никто бы, как она, не выручил. Раиса Ивановна нас тогда спасла. Бросила все дела, сорвалась и приехала. Она очень хороший и ответственный человек, настоящий товарищ и замечательная актриса. Я ее очень люблю и уважаю. Сколько раз она нас выручала во время производства, когда пришлось платить штраф Министерству культуры! Она находила деньги и давала их в долг.

— Штраф за не вовремя сданный фильм?

— Мы сдали фильм вовремя, но в Госфильмофонде обнаружили в документах ошибки. Пришлось все переделать, а потом еще месяц ушел на проверку. В итоге мы потеряли время и должны были заплатить штраф.

— Почему именно Раису Рязанову вы пригласили озвучивать другую актрису? У нее голос особенный? Почему именно ей даете роли?

— Во-первых, Раиса Ивановна — трудяга. Во-вторых, талантливый человек. Вспоминаю, как мы работали на «Требуется няня». Я разрешаю актерам менять текст, если им так удобнее его произносить, но, конечно, согласовывая со мной. Раиса Ивановна ничего менять не стала, сказала: «Мне нравится текст». Мы репетировали. По счастью, тогда было на это время, не было гонки. Она ничего не делает абы как, чтобы побыстрее уехать на другую съемочную площадку.

В «Огороде» у нее небольшая роль, но нужно было видеть, как мы репетировали, как она следила за каждым словом и проверяла отснятый материал на мониторе. Как она реагировала и говорила: «Давайте переснимем». Она настоящий профессионал, актриса с большой буквы.  

— Почему же так мало было у нее больших ролей?

— Просто таков ее типаж. В кино ведь в первую очередь типаж и используют, предлагают похожие роли. А Рязанова — актриса высокого класса.

— Она, как Мордюкова, воплощает народный характер.

— Согласна. Кто-то из критиков мне сказал, что талантливых актрис много, и они немало ролей сыграли в кино, но их никто не помнит. А Татьяну Самойлову все знают фактически по двум картинам — «Летят журавли» и «Анна Каренина». Если мы называем имя Раисы Рязановой, то все сразу же вспоминают фильм «Москва слезам не верит». А при упоминании многих актрис никто не может перечислить их фильмы. Нечего вспомнить. Не выпадало на их долю ролей, какие были, скажем, у Нонны Мордюковой в «Председателе», «Молодой гвардии», «Родне»...  

— Раиса Рязанова — яркая, интересная актриса. Даже дурная режиссура и слабая драматургия не способны ее сбить с толку.

— Яркая, энергичная, живая. Для этой профессии нужно помимо прочего еще и лошадиное здоровье, чтобы постоянно работать. Дай бог Раисе Ивановне здоровья и интересных ролей.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...