Срочные новости раздела
Андрей Могучий населил пьесу Гнедича «Холопы» новыми героями, но рабство осталось

Андрей Могучий населил пьесу Гнедича «Холопы» новыми героями, но рабство осталось

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и спектакль уже идет.   

Рабочие заваривают доширак, лежат на разбитом паркете старинного особняка, где идет вялотекущий ремонт. На их глазах оживают призраки полуразрушенного дома, былой жизни, хотя никакая она не былая, а самая что ни на есть настоящая.

Спектакль идет 4 часа 15 минут, формально с двумя антрактами, при этом действие не прекращается в перерывах. Зрители бродят по театральному фойе и буфету, натыкаются на актеров, сидящих на ступенях парадной лестницы. Иногда только «холопы» и способны указать, где находится, допустим, мемориальный кабинет Товстоногова.

Часть публики зал не покидает, потому там происходит нечто особенное. Перед сценой в одиночном пикете стоит актриса Татьяна Бедова, только что игравшая экскурсовода, водившего по сцене гостей из Поднебесной. Она держит в руках плакат: «Я против разрушения особняка Плавутиных-Плавунцовых! #боже храни Петербург».

В партере в том же условном антракте появится и группа китайцев, которых играют настоящие китайцы, и можно к ним присоединиться, узнать, зачем им полуразрушенный особняк. Если вы в буфете, то сможете следить за происходящим в зале и на сцене на специально установленных экранах.   

В финале второго акта стены особняка обрушатся, и сидящие рядом студенты скажут: «Сыпется Петербург». Петербуржцы мгновенно реагируют на сигнал тревоги. Все, что связано с разрушением исторического центра, воспринимается ими как знак беды.

Один из рабочих на сцене окажется учителем китайского языка и поразит своими познаниями китайских гостей. Образованный человек вынужден зарабатывать на жизнь в чужой стране совсем другой профессией и относятся к нему как к рабу. Холопству, въевшемуся в наше сознание, и посвящен спектакль Могучего. Текст пьесы Гнедича для БДТ адаптировала Светлана Щагина, сохранив в нем главное. И пошла волна. Театр загудел.    

Действие сопровождают титры. Например, такие: «Рабочий день в государственном учреждении начинался в 5 утра. Император лично проверял явку чиновников на службу». Павел I выскакивает из сундука времени, на внутренней стороне которого изображена карта Российской империи. События из современности переносятся в 1801 год. Скоро государя не станет. А пока он напоминает крохотного Щелкунчика, помахивающего игрушечной сабелькой. Его играет миниатюрный, как ребенок, актер Алексей Ингелевич.  

Кукольного Павла I отправляют в ложу над сценой, откуда он взирает на всех нас. Он так высоко, что в БДТ его величают «мыслью об императоре Павле I, живущей в головах русского дворянства, чиновников и других жителей Петербурга 1801 года». Когда он отправится в мир иной не по своей воле, его тельце унесут со сцены в мешке. Кукольный театр лишится одного из своих актеров.

Хозяйка дома — княжна Екатерина Плавутина-Плавунцова — выезжает на сцену в инвалидном кресле с черным вороном за спиной. Ее играет Марина Игнатова — стильная, в коротко стриженном рыжем парике, темных очках, высоких сапогах. Она как пародия на современную законодательницу мод. Это вам не Елена Николаевна Гоголева с пучком седых волос и в архаичном антураже.      

Княгиня отмечает сразу два дня рождения — свой и мопса Бьютьки, роль которого играет современный пес по кличке Вениамин Львович. И тут приходит весть о возвращении из Парижа бывшего холопа Степана Перейденова (Дмитрий Воробьев). Тут-то события и примут неожиданный поворот. Всеми битая, но гордая посудомойка Глафира окажется совсем не той, за кого ее принимают. Сыграла ее Юлия Марченко — тонкая и чуткая актриса, у которой совсем мало возможности проявить себя в этой роли, хотя она ключевая.

Сенатского чиновника Петра Веточкина, такого же раба, как и все другие, сыграл Валерий Дегтярь. Хотя из его сюртука торчит зеленая ветка, ничего живого в нем нет. Виктор Княжев виртуозно сыграл племянника княжны Платона. Откуда он такой у непокорного отца, лишенного должностей и высланного из столицы за сопротивление воле императора. Хотя границы независимости относительны. Платон — заядлый игрок, вечный должник, напомаженный ухажер — смешно подскакивает, словно игрушечный солдатик, и совершенно не похож по пластике на других персонажей крепостного театра.

Разве что воспитанница княгини Агничка (Алена Кучкова) существует в утрированной манере. Главный носитель холопства — мажордом Веденей (Анатолий Петров). У него несметные бакенбарды и такое же подобострастие, если рядом господа. А если холопы низшего звена, то он — исчадие ада. У сцены располагается живой оркестр, который помогает преодолеть переход из города мертвых в город живых.

На «Холопов» билеты теперь можно приобрести только по паспорту, но спекулянты все равно снуют у входа. Хотя Петербург — не Москва, и держит марку. Там баснословные цены не проходят.   

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...