Срочные новости раздела
В Мураново открылась цифровая выставка: быт Тютчева под «мебельным» углом

В Мураново открылась цифровая выставка: быт Тютчева под «мебельным» углом

Главный дом в усадьбе Мураново построили по эскизам Евгения Боратынского — друга Александра Сергеевича Пушкина. Классик называл «лучшим элегическим поэтом». Евгений Абрамович любил работать в полумраке — и обустройство мурановского хозяйского дома позволило ему воплотить мечту о собственном рабочем кабинете в самой темной части дома. Теперь эта комната называется «Комнатой двух поэтов» — а рабочий стол Боратынского соседствует со столом Федора Тютчева, представленным в цифровой экспозиции.

В Мураново Боратынский готовил свой последний стихотворный сборник «Сумерки», а сам образ усадьбы он запечатлел в стихотворении «Есть милая страна, есть угол на земле...».

После смерти поэта имение отошло младшей сестре его жены, дочь которой вышла замуж за сына другого прославленного русского поэта — Федора Тютчева. Уточним, что сам поэт в Мураново никогда не жил – но сюда его дети перевезли часть обстановки из усадьбы Тютчева в Варварино — например, предметы из личной комнаты Федора Ивановича, в которой он умер. Потомки Ивана Федоровича при советской власти превратили родовое гнездо в литературный музей. Список гостей усадьбы поражает: в имении бывали, например, Николай Гоголь и Сергей Аксаков. Конторку его сына – Ивана Сергеевича Аксакова – тоже исследовали для экспозиции.

Богатую историю дома воплотили в том числе и в цифровой экспозиции. Экспонаты из разных времен соединили не в хронологическом «порядке» (что могло бы быть логично учитывая пестроту представленных эпох) – а по функционалу. Одних только столов получилось около четырех разновидностей – письменный, ломберный, обеденный, туалетный…

Как раз один из обеденных, что стоит в столовой, называется «сороконожка». Ножек у него, если что, четырнадцать, но расположены они по-хитрому: шесть снаружи, а восемь – внутри, на случай если понадобится раздвинуть столешницу для большой компании. Столик принадлежал Евгению Боратынскому — мы можем только догадываться, какие люди за этим столом собирались. В Мураново говорят, что такие столы любили Островский, Грибоедов, Чехов и Толстой. 

А вот кресла для оцифровки выбрали всего два. Одно – “вольтеровское”, цвета выцветшей зелени принадлежало отцу Тютчева. Из описания, подготовленного создателями проекта мы узнаем сразу две вещи: во-первых, кресло по замыслу ремесленников было складным, и что называется, дачным. А во-вторых, по одной из версий исследователей и современников, отец Тютчева в этом кресле умер.

Из Царскосельской квартиры Тютчева сюда перевезли обстановку его спальни. Удивительно, но в личной комнате поэта стоял шкаф, обклеенный вырезками из французских журналов мод. Возможно, коллажи выполнял кто-то из его домашних. А кровать отгораживала необычная резная китайская ширма из красного дерева. Говорят, что предметы интерьера с восточным колоритом вошли в моду после показов оперы Пуччини “Чио-Чио-Сан”. И в цифровой, и в реальной экспозиции ширма представлена без натянутой на перекладины ткани – экскурсоводы говорят, что она на реставрации, но дополнительный “крючочков” для крепления на витых “косичках”-перекладинах мы здесь не обнаруживаем. 

Открытие цифровой экспозиции для Музея-заповедника «Усадьба «Мураново» и Строгановки —  праздник, к которому готовились без малого десять лет. Сама работа по оцифровке музейной мебели началась в начале 2024-го года. К сотрудничеству привлекли компанию IP Quorum, которая специализируется на 3D-моделировании и диджитал-дизайне. За «полевую» работу отвечали ученые, студенты и преподаватели РГХПУ им. Строганова. Елена Круглякова, преподаватель кафедры художественной реставрации мебели, рассказывает, что участию Строгановки в проекте помогли сразу несколько факторов: несколько лет назад в программе будущих реставраторов появилась дисциплина «Информационные технологии в реставрации», а карантин позволил наладить эффективную дистанционную работу в онлайн-формате.

Надо сказать, что собрание Музея-усадьбы «Мураново», насчитывает около 40 тысяч экспонатов. Часть мебели находилась в постоянной экспозиции с момента основания музея — но заглянуть внутрь бесценных шкафов, кроватей, диванов и кресел посетители ранее не могли, хотя часто задавали вопросы об устройстве того или иного предмета интерьера хранителям коллекции. Для новой цифровой экспозиции отобрали 20  экспонатов, принадлежавших Федору Тютчеву, Евгению Боратынскому и членам их семей. 

Над созданием высокоточных и динамичных 3D-моделей в течении семестра трудились студенты второго и третьего курса Строгановки. Для каждого предмета они создавали чертежи и делали цифровые обмеры, подбирали фактуры, переводили каждую отдельную деталь в трехмерное измерение и придумывали проектную подачу для видеоанализа конструкций. Так, исследование помогло обнаружить потайной отсек в настольном несессере  Боратынского. Небольшой органайзер времен Пушкина включает в себя два отсека для бумаг и для писем — и о них хранителям музея было известно. А о том, что в несессере есть еще и  секретный ящичек для перьев и чернил, в Мураново узнали только во время подготовки цифровой экспозиции. Никита Крупняков, реставратор, работавший с экспонатом, объясняет: 

— С двух сторон в несессере имеются дверцы, но они не открывались. Поэтому непонятно, что было внутри. Так как ключа не было, нам пришлось гадать, как это все работало. На предмете обнаружили небольшой отсек специально для кистей и для туши. Оказалось, что  на этот отсек надо тихонечко нажать — он чуть-чуть выдвинется, и потом уже можно вытащить его целиком.

Директор Музея-усадьбы «Мураново», Александр Богатырев уверен, что «более детальное изучение экспонатов частично раскрыло нам глаза на то, что мы храним, и позволило дотянуться до тех запрятанных ящичков, которые мы редко видим — только рука реставратора может до этого добраться».

- А вам не страшно столь тонкую работу доверять  студентам? 

— Реставратор пока не прикоснется к предмету, не поймет, насколько он хрупок или крепок в том или ином узле соединения. И это ответственность, которую человек должен нести. Вот как медики с полной ответственностью должны относиться к лечению людей, которые тоже хрупки, так же и реставратор должен понимать, что такое музейный предмет.

Предметы цифровой экспозиции поместили на тач-панелях в Главном Усадебном доме. Каждый гость может узнать, что перед ним за экспонат, зачем этот предмет использовали, скажем, во времена Пушкина, и в каких мастерских эту вещь создавали. Экспозиция доступна и на сайте музея. Уникальность цифровой выставки в Мураново — именно в самих экспонатах, которые сохраняют дух дворянской усадьбы и стиль сразу нескольких эпох. У проекта есть еще одна важная функция — он может помочь сохранить память и свидетельства об особо ветхих экспонатах, которые по независящим от музея причинам находятся в аварийном состоянии.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...