Срочные новости раздела
Тайны Нового общества художников раскрыли в Музее русского импрессионизма

Тайны Нового общества художников раскрыли в Музее русского импрессионизма

Новое общество художников основано по инициативе Дмитрия Кардовского в 1904 году (отсчет ведут с момента принятия устава). Цель общества — поддерживать молодых художников, выпускников художественных учебных заведений и прежде всего Императорской Академии художеств. И им это вполне удавалось. В период с 1903-го по 1917 год в десяти выставках НОХ приняли участие более двухсот авторов (не только молодых, но и мэтров). Музей повторяет опыт эклектичных выставок Нового общества художников и объединяет работы мирискусников Бенуа и Головина, символистов Милоти и Крымова, неоклассиков Щуко и Фомина, академиков Нерадовского и Лансере в одной экспозиции.

При подготовке всех остальных проектов мы так или иначе сталкивались с мастерами, которые участвовали в выставках Нового общества, — комментирует искусствовед Ольга Юркина, — и захотелось разобраться, что это было за объединение, чем оно отличалось от всех остальных творческих союзов, которых тогда в нашей стране было много. Конечно, особое внимание привлекала к себе творческая чета Кардовских.

И действительно, «размытое творческое лицо» ноховцев бросается в глаза. В свое время их обвиняли в отсутствии эстетической основы, но именно своей пестротой и любопытно объединение. Как такие разные художники смогли найти что-то общее?

В начале прошлого столетия в воздухе витал дух поэзии. Ею и пропитана экспозиция. Названия разделов повторяют названия поэтических сборников и стихотворений. И это не фантазия создателей выставки. Все дело в том, что основатели Нового общества художников, супруги Кардовские, поселились в Царском селе по соседству с поэтической семьей Николая Гумилева и Анны Ахматовой и стали дружить. Сама атмосфера времени, пропитанная избыточной утонченностью, рождала то, что составило наследие десяти выставок Нового общества не без влияния модной поэзии.

Пройдемся по залам экспозиции и обнаружим, что поэтические отсылки в названиях разделов где-то очевидны, как, например, северянинское «Это было у моря…» — обнаруживаем там работы внука Ивана Айвазовского Михаила Латри. А вот чего ожидать в разделе «Камень» — интрига. Может, горы и скалы, к образу которых любили обращаться символисты, особенно Бальмонт? Не догадаетесь, но в разделе «Камень» (сборник Осипа Мандельштама) представлены работы архитекторов. Они тоже принимали участие в выставках НОХ. Здесь показывают графику архитектуры модерна. Национально-романтический дух работ Щусева соседствует с современной тогда интерпретацией европейского средневековья в работах Льва Ильина.

В разделе «Цветотравы», название которому дал сборник Валентина Кривича (на самом деле его звали Валентин Анненский, а его отец — знаменитый поэт Иннокентий Анненский), сразу цепляешься за работу Петра Кончаловского «Цветы в высокой вазе». Она явно вдохновлена Ван Гогом, которого, как оказалось, Кончаловский уважал настолько, что отправился в путешествие по его местам. 

За многими картинами стоят любопытные истории. Глядя на работу Елены Киселевой «В парке», задаешься вопросом: почему девушки одеты в платья, которые явно не соответствуют времени создания картины (1908 год)? На них пышные платья, отсылающие к Николаевской эпохе (Николая, конечно же, Первого), пышные наряды с кринолином. Две красавицы на скамейке в парке — сестры художницы. Они обнаружили на чердаке дома под Воронежем бабушкин сундук с нарядами, немедленно приняли решение в них облачиться и отправиться на прогулку. 

Приключенческая и захватывающая история стоит за работой «Кони» Николая Пирогова. У нее необычный ракурс — коня мы видим в упряжке, но с позиции извозчика, даже скорее глазами того, кто запрыгнул на повозку сбоку. Остались воспоминания, что художник рисковал своей жизнью, желая запечатлеть коня в движении. Он выбегал на середину улицы под несущуюся на него повозку или карету, фиксировал облик животного. В этот момент все прохожие глазели на отчаянного художника, затаив дыхание. Но в последний момент Пирогов отскакивал в сторону и оставался невредим. На вопрос, зачем же он так рискует, художник отвечал, что ему важно увидеть именно такое зрелище и под таким ракурсом. Он «фотографировал» глазами.  

Далеко не все художники, чьи работы представлены на выставке, знакомы широкой публике. Здесь и нет цели завлечь зрителя громкими именами. Восприимчивому посетителю откроется много нового.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...