Срочные новости раздела
Выставка в честь 80-летия самого изысканного режиссера российского кино Хамдамова открылась в Санкт-Петербурге

Выставка в честь 80-летия самого изысканного режиссера российского кино Хамдамова открылась в Санкт-Петербурге

В здании 1914-1916 годов, где теперь располагается кинотеатр «Родина», представили работы трех   фотохудожников - покойного Александра Самойлова, давно живущего в Париже Георгия Пинхасова и  Владимира Клавихо-Телепнева, стараниями которого выставку и удалось организовать. Все они в разное время запечатлели нематериальный и исчезающий мир Рустамам Хамдамова. И теперь их работы украшают не только стены, но парят под сводами старинного здания. Фотографии Пинхасова и Клавихо-Телепнева представлены впервые. 

Каждый из участников представлен на равных – только девятью фотографиями. Александр Самойлов, будучи штатным фотографом «Мосфильма», запечатлел на фотопленке образы утраченного фильма Хамдамова «Нечаянные радости» с дивной Еленой Соловей. Пока Хамдамов снимал свое кино, он параллельно фотографировал его актрис. И сегодня, если бы не Самойлов, мы бы не имели представления об исчезнувшей картине, негатив которой был смыт по указанию Госкино. 

Спустя тридцать лет Владимир Клавихо-Телепнев повторил опыт друга, но уже на съемках «Вокальных параллелей». Он тоже снимал актрис Хамдамова. Завершил фототрилогию Георгий Пинхасов. Он фотографировал «Мешок без дна» не на площадке, а на премьере фильма на Роттердамском кинофестивале 2018 году. И поскольку снимал с экрана, то получились снимки в необычном отражении.  

На открытии выставки Алексей Учитель рассказал, что они с Пинхасовым однокурсники, вместе учились на операторском факультете ВГИКа. Специально приехал из Москвы выдающийся оператор Юрий Клименко. Он - ровесник Хамдамова, снимал с ним «Анна Карамазофф» с Жанной Моро. Ему был задан каверзный вопрос, где же этот фильм, который довелось увидеть единицам. Фильм участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля, а потом исчез. В 1990-е автору этих строк довелось его увидеть на камерном мероприятии в честь Хамдамова. Негатив фильма до сих пор остается под замком у французских правообладателей. Клименко сказал, цена вопроса - 200 тысяч евро. Удивительно, что до сих пор не нашелся в России меценат, готовый вернуть нам этот шедевр. 

Фильмы на выставке как сны. Они есть, и их нет. Какие-то отблески и отражения, воспоминания об утратах, которые продолжаются и в наши дни. Помимо выставки на фестивале собрали ретроспективу Хамдамова, из которой в последний момент исчезли «Вокальные параллели» 2005 году. Их заменили картиной «В горах мое сердце» 1967 года. Связано это, скорее всего, с тем, что сценарий написан с недавних пор живущей в Париже Ренатой Литвиновой, сыгравшей также одну из ролей. Что это, цензура свыше или самоцензура? На расспросы о замене был дан ответ, что возникли трудности с правообладателями. «Вокальные параллели» снимались совместно с Казахстаном. Надеемся, что «Мешок без дна» никуда не исчезнет.  

В его основе - новелла «В чаще» японского писателя Рюноскэ Акутагавы, по которой в 1950-м снял фильм «Расемон» Акира Куросава. Хамдамов работал над фильмом пять с половиной лет, когда уже никто и не ждал его возвращения в кино. На протяжении нескольких лет он работал в парижских домах высокой моды, создавал украшения по заказу знаменитой американской компании, творил как художник. Возвращение в кино было трудным. Денег на проект не было. Спасла прекрасная дама из медицинской сферы.  

На «Послании к Человеку» «Мешок без дна» представят актрисы - сыгравшая фрейлину при дворе  Александра II  Светлана Немоляева, прекрасная Царевна Лебедь Елена Морозова, словно сошедшая с полотна Врубеля, Анна Михалкова, которой досталась роль Женщины в доме князя. Хамдамов все создавал своими руками, например, шторы из оберточной бумаги для автодеталей. Он нашел чехословацкие брошки для кокошников, из каких-то сундуков извлек головные уборы из несостоявшейся «Рабы любви», которую потом снял Михалков. В умелых руках мастера иногда из ничего создавалась сияющее великолепие на экране. 

Фестивальные афиши украшают контуры лица прекрасной дамы работы Хамдамова, руку которого моментально узнаешь в тысячах вариаций. Однажды автору этих строк довелось нести в багетную мастерскую картину Хамдамова через улицы и каналы Амстердама. Это был подарок мастера нашей общей подруге Ольге Сурковой, давно живущей в Голландии. Картине требовалась рама, и пока она «плыла» по городу, не было ни одного прохожего, который бы не остановился и не задал вопрос о том, что это за чудо. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...