Срочные новости раздела
В день 99-летия Марлена Хуциева гадали, кто же его предал

В день 99-летия Марлена Хуциева гадали, кто же его предал

В соцсетях периодически появляются фотографии с Троекуровского кладбища, где похоронен Хуциев. Люди ужасаются тому, в каком состоянии его могила, почему до сих пор там нет памятника, только крест. Обвиняют Михалкова и Союз кинематографистов в том, что ничего не сделано, а скоро 100-летие режиссера, забывая о том, что на все воля родственников.  

Ведущая вечера – киновед Ирина Гращенкова – сказала, наверное, не самые популярные слова: «Смотрю на памятники. Они напоминают ярмарку тщеславия. А вот книги – настоящий памятник».   

Сборник воспоминаний о Хуциеве недавно собрал его коллега и некогда сосед по дому – кинорежиссер Андрей Хржановский. К 100-летию мастера издаст книгу и Гильдия режиссеров РФ, которую Хуциев возглавлял до последних дней.   

За 50 лет Марлен Хуциев снял 11 фильмов. Он никогда и никуда не спешил. Все делал обстоятельно и, как скажет киновед Ирина Гращенкова, работал не как кинематографист, а как писатель. 

Она вспоминала, как студенткой бегала к нему на съемочную площадку «Заставы Ильича», где снималось еще совсем молодые Марианна Вертинская, Станислав Любшин, Николай Губенко, Андрей Тарковский, Александр Митта, Павел Финн, Андрей Кончаловский… Пока мы смотрели кадры, где юная героиня Ольги Гобзевой дает пощечину Тарковскому, сама матушка Ольга (Гобзева) собрала своих гостей в ресторане Дома кино, давно ставшим живыми декорациями для фильмов о советской эпохе.

«Застава Ильича» четверть века существовала под названием «Мне двадцать лет» после жесточайшей цензуры. Собравшиеся на день памяти Хуциева вспомнили фразу Виктора Шкловского, подходящую к тому, что произошло с фильмом Хуциева, - фильм как из-под трамвая. Так его переехала и искромсала цензура. После слов Хрущева о том, что даже наиболее положительные из персонажей фильма не являются олицетворением нашей замечательной молодежи, коллеги обходили стороной Хуциева, за исключением Михаила Ромма.

Эпизод, где 21-летний и погибший на войне отец (его сыграл Евгений Майоров - не актер, работал в операторской группе) не знает, что ответить своему 23-летнему сыну на вопрос: «Как жить?», не убедил Хрущева. Зато итальянского классика Федерико Феллини, приезжавшего в Москву в 1963 году с фильмом с «8 ½», эта сцена впечатлила. Только в конце 80-х «Заставу Ильича» показали в авторской версии. 

Крупный советский кинорежиссер, работавший на студии, где снималась «Застава Ильича», написал донос: Хуциев снимает вредное кино. Марлен Мартынович об этом знал, но имени его не называл. Теперь коллеги вспоминали этот трагический эпизод, говорили, что всем давно известно имя доносчика, но вслух его никто не произнес.

Николай Лебедев, возглавивший Гильдию режиссеров РФ после Марлена Хуциева, вспомнил, как в 16 лет поступал к Хуциеву, а он его не принял. «Это был важный урок жизни. Он научил меня держать удар», - так теперь считает Николай.  Годы спустя они встретились на кинофестивале в Минске, и Лебедев рассказал о той давней истории своего поступления. Не в укор, как факт. Марлену Мартыновичу стало неловко, он начал извиняться.  «Я знаю, на кого можно равняться», - сказал Лебедев, вспоминая атмосферные фильмы мастера, его такт, человеческое достоинство, жесткость в отстаивании собственных позиции.  «Важно поддерживать память о наших коллегах. Это люди, которые влияли и продолжают влиять на нас», - заключил он из своего далека, где находится на съемках нового фильма.  

  

Кинорежиссер Михаил Богин, многие годы проживший в США, вспоминал, как окончил ВГИК, где его сокурсниками были Андрей Хржановский и Павел Арсенов, вспоминал о своей встрече с Хуциевым. «С Павлом Арсеновым мы тогда делили комнату. Он работал на студии Горького и привел меня на первый просмотр «Заставы Ильича». Я считаю, что это лучший фильм советского кино. Я пытался пробраться к Хуциеву, а когда это удалось, успел только сказать, что я дипломник. Меня оттеснили». 

Три года Богин безуспешно пытался снять дипломный фильм «Двое», на что ему отвечали, что язык жестов, которым изъяснялись слабослышащие герои, порочит образ советского человека. В итоге уволили с «Мосфильма» за профнепригодность. Он обошел все студии и отправился в Ригу, где была возможность снимать. Там-то и встретился Марленом Хуциевым, и он попросил показать ему отснятый материал. «Геннадий Шпаликов не служил на студии, - вспоминал Михаил Богин о событиях, развернувшихся вокруг «Заставы Ильича». - Он был свободный дух, не хотел бороться с цензурой и потому ушел, оставив Марлена одного. И Марлен ему этого не простил». Встречу с Хуциевым и его «Заставу Ильича» Богин назвал большим событием своей кинематографической жизни.  

 Ученик Хуциева Владимир Тумаев работал вторым режиссером на его фильме   «Люди 1941 года». «Картина снималась по заказу Григория Явлинского. Сроки были сжатые.  Надо было успеть. Меня, наверное, для этого и привлекли, чтобы не было пролонгации. Марлен Мартынович ведь не торопился никогда, - вспоминал Тумаев.  - Перед сдачей фильма монтировали всю ночь. Когда я пришел, все были в майках, включая Хуциева. Время поджимало, и надо было сократить фильм на три минуты». Хуциев доверил своему ученику это ответственное дело, поскольку он единственный, кто выспался, но пообещал контролировать процесс. 

Тумаев приступил к работе, и в какой-то момент его смутила подозрительная тишина за спиной. Оглянулся – все, кто был в майках, спали. Марлен Мартынович потом спрашивал, что, собственно, он сократил.

Тогда же Хуциева уговорили, чтобы он сам прочитал стихи, а не приглашал актера. А делал он это изумительно. Многие знал наизусть, несмотря на солидный возраст. К 100-летию учителя Владимир Тумаев хочет смонтировать о нем фильм. Снимал «Людей 1941-го» оператор Владимир Климов, которому в день 99-летия Хуциева исполнилось 75. 

Алексей Симонов, знавший Марлена Мартыновича много лет, сказал о нем веселые и точные слова: «Хуциев был легкомысленным человеком, и это было в нем замечательно».  Он умел ценить каждое мгновение и со вкусом его проживать.  

Свой последний фильм «Невечерняя» Хуциев снимал 10 лет, но так и не успел завершить. Вновь коллеги задавались вопросом, когда же мы увидим его, не зная о том, что давно смонтирована вызывающая вопросы версия под названием «Любимая моя жизнь». И лучше бы ее не было. Пусть бы был незавершенный шедевр. Ученик Хуциева – режиссер и художник Александр Бруньковский  - вспомнил, как увидел в музее Рубенса в Антверпене альбом незавершенных работ художника, то, какое мощное впечатление они производят.   

В тот же вечер состоялась премьера документального фильма «Марлен Хуциев. Монтаж времени» Григорий Катаев. Он решил показать «Июльский дождь» и «Заставу Ильича» молодым ребятам, чтобы поговорить об их ровесниках на экране, которые жили совсем в другое время. И тут начались трудности. Деканы и педагоги разных вузов отказывались в этом участвовать, опасаясь, как бы чего не вышло. Вдруг студенты скажут что-то лишнее. В итоге смельчаки нашлись среди научных сотрудников института философии. Все они прежде фильмов Хуциева не видели. Такое ощущение, что он сам для них как герой Куликовской битвы где-то далеко.  Перед камерой все зажаты, говорят казенным языком. 

Григория Катаева коллеги после просмотра обвинили в том, что он снимал своих героев вне среды. А он уверен, что ничего бы не изменилось в их поведении, если бы съемки проходили в доме Хуциева. В любом случае эксперимент получился интересный.  

Вспомнился наш разговор с Марианной Вертинской о том поколении, которое снималось в «Заставе Ильича»: «Мы все были молоды, полны эмоций, верили в светлое будущее. Жизнь только начиналась. Было ощущение, что все очень талантливы. Андрей Тарковский начал снимать «Рублева». Помню, как они с Андроном Кончаловским писали сценарий, хотели, чтобы Слава Любшин сыграл главную роль. Потом случилась история с Хрущевым, после которой все едва не грохнулось. Но все были полны надежд, а не упадничества. Это свойственно молодым людям. Мы были задиристые. Анатолия Эфроса как-то спросили, нравится ли ему одна артистка. Он ответил: «Да, нормальная». На вопрос: «А чего же вы ее не снимаете?», он сказал: «Не прикуриваю. Не зажигает». А мы все друг от друга прикуривали». 

А вот молодые люди в фильме ученика Хуциева, впервые увидевшие «Заставу Ильича» и «Июльский дождь», оказались совсем не такими задиристыми. Им странной показались прежние взаимоотношения между людьми, их дружба. Теперь-то каждый сам по себе. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...