Срочные новости раздела
Премьера в Театре Олега Табакова: отцы и дети XXI века

Премьера в Театре Олега Табакова: отцы и дети XXI века

Владимир Машков, который лично открывает любую премьеру своего театра (выходит к публике и говорит слова) на этот раз изменил традиции. Он обратился к публике только на поклонах, прервав шквал аплодисментов. «Желаю, чтобы в вашем доме не было того, что вы сейчас увидели», - сказал он. А увидели зрители пьесу, вышедшую в первый год начала XX века, которая напрямую касается дня сегодняшнего. И почти каждого, у кого растут дети. В первую очередь состоятельных граждан. 

По закрытому занавесу красиво валит крупный видео снег, внизу возникает строчка - «Нижний Новгород. Дом купца Ванюшина». Дом терракотового цвета, большой - почти мини дворец. На него, как будто, под определённым ракурсом наезжает камера, и в этот момент обе половины занавеса разъезжаются, открывая зрителю этот самый дом изнутри. Богатый, просторный, в два этажа, с элементами стиля  модерн. Натурально, с точностью до деталей его воспроизвел скульптор Александр Рукавишников - с ним Владимир Машков  делает уже второй спектакль.

Здесь и обитает семейство купца 1-й гильдии, уважаемого в городе человека Александра Егоровича Ванюшина, отца шестерых детей. Два сына, четыре дочери, состояние огромное, а дело передать некому. Да и покоя, гармонии в почтенном семействе тоже не наблюдается. Друг с другом разговаривают не по доброму, небрежно, у всех сдают нервы, то и дело все срываются на крик. Дети выходят из-под контроля: родителям нет почтения - того и гляди начнут хамить. Сдерживает только материальная зависимость от папаши - так все здесь называют отца. И в  интонации этого «папаша» слышатся обида, упрёк, равнодушие, а за ними настоящее, не озвученное: «денег дайте и отойдите».  

Тема отцов и детей, так волновавшая русскую литературу, в своё время давшую обществу лучшие образцы, явлена Найденовым в драме в полном объеме. Причем, обитатели дома Ванюшина — не плод фантазии автора, а списанные им образы с собственной семьи. Вообще, интересным был человеком писатель Найденов — толстовец, оставил состоятельную семью ради театра (актерствовал, но начал  писать пьесы), не стал продолжать дело отца. А его самая известная пьеса — «Дети Ванюшина» - пользовалась неизменным успехом с самого своего появления - честно обрисовала  картину русского общества, начав с его ячейки - семьи, точно попав в болевую точку. 

Критически был настроен, всей душой принял революцию, а в конце жизни признавался, что так или иначе, долго служил делу разрушения, если не социального строя, то разрушению мещанского идеала. «Жизнь русского обывателя, его семья, дела, жизнь исключительно плотская, ради своего тела, претила мне. Я протестовал, я писал против этой жизни». А теперь найдите три отличия от современного общества потребления, не в пример веку XX, технически развитому. 

Владимир Машков, выступивший не только в главной роли, но и в качестве режиссера, выстраивает спектакль по школе психологического театра. Направление, призванное в том числе в ясности и простоте своей раскрывать правду жизни, ее драматизм, дать глубину характеров, достаточно сложное, но именно его языком он говорит со зрителем сегодня о важном - разрыве поколений, причинах непонимания и есть ли точка возврата детей из благополучия и сытости  в в жизнь родителей?  

В доме Ванюшина драма развивается стремительно: действия одних, наступают на поступки других, провоцируя немедленную реакцию третьих. Скорость и ритм — как фирменный знак режиссуры Машкова — главные, но не отменяющие погружения в характеры, их проработку.

В значительной степени премьерная постановка стала серьезной школой и проверкой для молодой части труппы ТОТа. Условия, в которые поставлены актеры - экстремальные, не всем ещё под силу. Конечно, стержень спектакля и большинства мизансцен сам Машков, который не позволяет пошатнуть или разрушить конструкцию. Более того «Наследники» показывают как выросли за эти годы его воспитанники — в первую очередь Владислав Миллер (Алексей), Артур Касимов (Константин), Анастасия Тимушкова (Инна). Что говорить про актеров давно работающих в театре, таких как Яна Сексте (Клавдия), Алексей Усольцев (муж Клавдии), Виталий Егоров (доктор Штерн).

Сам Найденов через шесть лет после выхода пьесы изменил четвертый акт и финал: самоубийство главы семейства он заменил на роль приживалы в собственном доме. Старший сын Константин переселяет отца на второй этаж. Автор инсценировки Олег Антонов оказался гуманнее и, оставил Александра Егоровича в живых, придав финальной сцене фарсовый характер, дав семейству шанс на перемены. И люстра засияла. И музыка заиграла.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...