Срочные новости раздела
В Москве показали «добулгаковскую» историю Дома Пигита, где находится «нехорошая квартира»

В Москве показали «добулгаковскую» историю Дома Пигита, где находится «нехорошая квартира»

Посетителей эксперт проекта Екатерина Змеева встретила рассказом об Илье Пигите – дореволюционном «табачном магнате», который активно инвестировал и жертвовал на благотворительные цели заработанные на курильщиках деньги:

- Он выпускал доступные сорта папирос, что оказалось особенно прибыльным во время Первой мировой войны. Но Пигит был прогрессивным, демократичным человеком. И в своем завещании часть наследства оставил работникам фабрики. Изначально он собирался построить фабрику «Дукат» здесь, но ему не разрешили, так как рядом располагалась церковь святого Ермолая на Козьем болоте. И тогда он перенес производство на другую сторону Садового кольца. А это место отвел под доходный дом.

В седьмой главе «Нехорошая квартирка» романа «Мастер и Маргарита» упоминается, что Степа Лиходеев, директор театра Варьете, квартиру «занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на Садовой улице».

На копии плана Дома Пигита, сделанной строительным отделением Московской городской управы в начале прошлого века, мы видим действительно причудливую архитектурную форму. «Расположен покоем» - означает, если дешифровать полностью забытое наречие, – «в виде буквы «П», то есть тремя сторонами четырехугольника.

«На самом деле загнутой трапецией, - уточняет Екатерина, - при этом парадные подъезды выходили на Садовое кольцо». Естественно, самая большая квартира принадлежала владельцу. 

И самое драгоценное, что музей смог представить, – фрагменты роскошной отделки: окрашенная лепнина в стиле «модерн» украшала потолки и стены, плюс отдельно были панно, изображающие павлина и орла. В наши дни помещение музею не принадлежит, изначальный облик утрачен, однако часть художественного оформления реставраторы смогли спасти в начале 90-х.

«Керамические панно мы не могли поместить в нашу небольшую экспозицию. Но таких планшетов (с фрагментами лепнины) у нас в фондах штук десять-двенадцать», - поясняет эксперт.

Удивительно, но до 1917 года «Дом Пигита» был узнаваемым брендом: где бы ни было произнесено данное словосочетание, все понимали, о чем идет речь. Но в XX веке «Дом Булгакова» полностью затмил предыдущее наименование

Что же случилось в послереволюционные годы?

Возник Дом-коммуна, прежние квартиры раздробили и превратили в коммуналки, жильцы которых сталкивались с теснотой, вечным отсутствием света, отопления и поломками водопровода. Об этом классик свидетельствует в ранних рассказах – «Москва 20-х годов», «Самогонное озеро», «Воспоминание», а к самой истории дома обращается сначала в рассказе «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна», опубликованном в декабре 1922 года в «Красном журнале для всех», а потом в своем великом романе.

На вопрос, какой была коммуналка и как жил и творил Булгаков в ее стенах, отвечает всё остальное музейное пространство. А выставка – это в большей степени воспоминание о прежней зажиточной (конечно же, для не самого широкого круга москвичей) жизни. Отсюда такие экспонаты, как подлинный мольберт Петра Кончаловского, снявшего для работы мастерскую №38 в Доме Пигита в 1910 году; эскизы «Полотер» и «Семейный портрет». Второе наименование, если знать контекст, оказывается «говорящим»: в 1912 году прославленный живописец поселился в 24-й квартире со всей семьей, а работал в мастерской №38. Однако через три года после «великого октября» вынужден был перебраться с домочадцами в мастерскую по итогам «уплотнения» (каким оно было – Булгаков прекрасно описал в «Собачьем сердце»).

Еще одна страница «темного царского прошлого» - размещенное в Доме Пигита общежитие «Московских высших женских курсов» со всеми атрибутами трудов и дней интеллигентных барышень-курсисток – швейной машинкой «Зингер», богатым фарфором чайных сервизов и так далее.

Подробнее обо всех жильцах рассказывать нет смысла, поскольку в Музее Михаила Булгакова отдельно есть интерактивный макет Дома Пигита, дающий о нем стереоскопическое представление. Но, пожалуй, даже он не воссоздает прошлое – советское, переломное и дореволюционное - так зримо, как это делает булгаковская проза.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...