Срочные новости раздела
В Вахтанговском представили молодежную версию знаменитой пьесы Вампилова

В Вахтанговском представили молодежную версию знаменитой пьесы Вампилова

В «Утиной охоте»-2024 как будто бы всё поперек ее кино- и театральных предшественниц, которые приучили зрителя к прочтению бытовому, социальному и, как следствие, — мрачноватому, отчасти депрессивному. В пьесе 30-летнего драматурга Вампилова все искали «лишнего человека» советской действительности, который в эту самую действительность не вписывался.

Режиссер Аскар Галимов — поколения конца 90-х, советской действительности не знавший в ее позитиве и негативе, представил в Вахтанговском совсем другую версию. Он даже пошел поперек автора, изменив физические характеристики героев. Так, инженер Зилов — у Вампилова высокий, крепкий, уверенный в себе парень, — теперь внешним обликом, внутренней энергией, голосом скорее напоминает Высоцкого. Вот только что не поет. Супруга его Галина, учительница, совсем не строга. То же можно сказать и о других персонажах.

Да и начало спектакля у Галимова далеко не вампиловское — обошлось без похоронного венка, который появляется у двери квартиры Зилова — его в шутку прислали друзья главного героя. На Симоновской сцене, кроме стен кирпичной кладки, вообще никаких декораций — лишь небольшой фрагмент свода, какой можно видеть в храме, начнет работать не сразу. Как и высокое окно наверху, как будто второго этажа, как будто прошлой жизни. Но все еще будет, будет…

Пока же в небольшое пространство врывается жизнь и люди из далеких 70-х. Так их одела художница Екатерина Горшкова — просто, но мило, по моде эпохи дефицита. Зилов с женой в ожидании гостей: Галина пол моет руками, разговаривая с мужем, и из их разговора (это если не знать содержания пьесы) можно только догадываться, что что-то в этом доме не так. Квартиру получили, гостей ждут, полы намывают, а радость какая-то нечистая, не от души. Придут гости, молодые, шумные, веселые, не знающие достатка, не догадывающиеся, что кое-кто из них доживет до светлой эры общества потребления. Впрочем, вампиловским героям это не грозит.

Как признавался перед премьерой режиссер, он ставил спектакль о своих родителях, размышлял об их отношениях, о своих непростых отношениях с отцом, о времени. Постановка читается и как поколенческая история, где никто не осуждается, не выносятся приговоры «отцам», а сами «дети» не мыслят примитивными схемами черно-белой гаммы в оценке прошлого, которого не знают. И в этом, пожалуй, одно из главных достоинств вахтанговской «Утиной охоты».

Трудно сказать, чем тут больше руководствовался режиссер — интуицией или фантазией, как главной составляющей своего таланта, но его «Утиную» можно свести к формуле «как хорошо мы плохо жили». Про плохую советскую жизнь расскажут потом, а сам процесс жизни, проживание ее, особенно когда ты молод, несмотря ни на что, радостный. Потому что всё впереди. Даже у молодых героев Вампилова.

А вот и они — не только Зилов, но и его окружение — друг детства Саяпин с волевой супругой, их начальник Кушак и любовница Зилова, впрочем, как и многих, Вера, для которой все мужчины — Алики. То ли алкоголики, то ли все на одно лицо. А также официант Дима из кафе «Незабудка», красавец Кузаков и новая любовь Зилова Иришка.

Совсем не на одно лицо, и это принципиально для режиссера: вокруг главного героя, в некоторых сценах как будто оставленного в тени, персонажи с тщательно прорисованными характерами. Разумеется, они «работают» на тему Зилова, но буквально каждый здесь — индивидуальность: нелепый толстяк Кушак, совсем не рассчитывавший стать героем адюльтера, он, как ему кажется, глубоко переживает, а со стороны — обхохочешься. Пожалуй, это лучшая работа артиста Косырева за последние годы. У Виталия Иванова друг детства главного героя Саяпин получился безобидным и милым лжецом, который всегда при всех пристроится, а наличие жены Лерочки (Дарья Щербакова) с командирскими замашками придает ему только уверенность в себе. Деловитый официант Дима из «Незабудки» (Данила Гнидо), всем своим видом транслирующий, что для лакеев хозяев нет. В то время как видимой недоступностью эффектная Вера (Анастасия Жданова) только прикрывает свою общедоступность. Коллективное обаяние «Утиной охоты» складывается из всех работ, даже небольших, как у Натальи Масич и Андрея Зарецкого (родители Зилова) — в их игре важна интонация. Торжество обаяния и в общем танце под твистовый мотивчик (хореограф Полина Майорова) на новоселье у Зилова.

Галимов создает на площадке театральную атмосферу, и театральность, как выясняется, нисколько не противоречит Вампилову. Более того, она очень идет его тексту. И играют (а заняты в основном актеры молодого поколения) по-вахтанговски ярко, что совсем не отменяет глубины постановки и погружения в полную драматизма историю.

В чем же сегодня тема Зилова? Шаг за шагом режиссер приводит своего героя к… любви. Точнее, пониманию потери любви, которой он однажды пренебрег у храма, не оценил и потерял себя, не сразу осознав этой потери. Поиск себя в себе, а не где-то на стороне, не в мире, на который легко списать свою прокаканную жизнь. И вот в момент осознания героем точки невозврата на своде проступают лики — стертые временем, едва различимые. И иначе читается окно наверху, где в белом возникают фигуры родителей героя — то ли сон, то ли явь.

Фантазия режиссера, неожиданные детали вдруг уводят действие от советской, да и какой-либо конкретной реальности, придавая ей метафоричный характер. Официант Дима, нацепивший мохнатую кошачью маску, совсем не удивляет перевоплощением в домашнего или дикого кота — просто сказочный элемент. И такая наивная сказочность добавляет света жизни вообще и жизни героя Вампилова. Его чуть отстраненно, но филигранно играет Севриновский. И совершенно неожиданно раскрывается Полина Чернышова (Галина), которая открытостью своей, легкостью, что поначалу кажется легкомыслием, отчаянно хочет удержать любимого. А как удержать, если тот, добровольно потеряв опору, едва держится на плаву. Охота — на женщин ли, на дикую птицу — для него навязчивая идея, фантом. Но свет в конце тоннеля есть, есть.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...