Срочные новости раздела
Легенда сцены и экрана: вспоминаем лучшие образы Олега Басилашвили в честь его 90-летия

Легенда сцены и экрана: вспоминаем лучшие образы Олега Басилашвили в честь его 90-летия

Телевизор, само собой, не пропустил такую дату такого человека. Вот и сейчас, диктуя эти строчки, я уже в предвкушении «Вокзала для двоих» на Первом. Можно смотреть бесконечно, правда?!

Это разговор не о прошлом, а самом что ни на есть настоящем. Вот ты видишь 90-летнего Олега, а понимаешь, что в нем, в этом его нынешнем образе есть всё, вся наша жизнь. Один слой — это совсем молодой еще не вылупившийся на волю, на свободу Олег, только-только пришедший в БДТ со своей женой Таней Дорониной по приглашению Товстоногова. Будто бы он еще ничего не знает, не умеет, зато Доронина уже суперзвезда. Ему не дают ролей долго. Поэтому и взгляд такой ищущий, как у птенца. И еще кадр из «Старшей сестры»: он сидит в экзаменационной комиссии, вроде такой солидный, а выступает на арене, на авансцене Доронина: «Любите ли вы театр, как люблю его я?» Он там смотрит на нее и влюбленно, и как ученик еще на самую что ни на есть приму.

Новый пласт. Он уже не с Дорониной, а в БДТ он король. Не один, конечно, но король, даже не сомневайтесь. И смотрит по-другому. Но здесь стоп! По-другому не значит, что свысока, совсем. Это такой же взгляд прямой глаза в глаза, вечно сомневающийся, собой недовольный, только ясный и простой. Это Олег.

А вот еще Олег Рязановский, звучит как князь. Это должно было быть еще в «Иронии судьбы», да, Ипполит. Но от того «безобразия» осталась одна фотография, медленно летящая на снег, как бабочка. (Бабочка и снег — парадокс, но Басилашвили весь соткан из парадоксов.) Вот и вышел Юрий Яковлев со своей гениальностью, хотя его фотографию Надя и Женя все время почему-то закрывали, прятали. Ясно одно: то было бы совсем другое кино. Но уже не будет, и не надо.

Зато через два года Самохвалов Юрий Григорьевич — «Служебный роман». Какой пассаж! Такого лощеного, красивого, блистательного негодяя еще не знала природа. Но Олег сделал это, после чего стал знаменит на весь мир, если миром назвать 1/6 суши, Советский Союз. И другой подлец, который ему так же хорошо удался — ну, конечно, Мерзляев. Из него потом пропала буква «л», помните? Но для артистов на самом деле такие роли — подарок. Хотя если уже говорить о сложном, то все достается из себя, любимого.

Но у того же Рязанова есть такой Басилашвили, лучшего человека на земле я не видел. Вот вам «Вокзал для двоих», который скоро буду смотреть. Его Платон Сергеевич Рябинин по мне — так идеал человека. Конечно, грешен, отсидел, но за кого? За любимую (нелюбимую) жену, и только. А так смотришь — одна сплошная доброта и порядочность, разлитые во времени.

Еще один персонаж, которого мы так любим, — Бузыкин в «Осеннем марафоне». И он тоже грешен (а кто не без греха!), любит другую, не может уйти от той одной Нины Евлампиевны-Гундаревой. Но никому никогда он не сделал зла, этот ребенок, друг человека, но не собака.

Вот такой Басилашвили, Басик. Мне скажут: для кого Басик, а для кого… Олег Валерьянович. Конечно, но как же хочется его так назвать. Близкие Олега это постоянно и делают. Басик — ему так идет.

Вот интересное явление: в БДТ играли и играют достойнейшие люди, птенцы Товстоногова. Посмотрите: Луспекаев, Копелян, Стржельчик, Лавров, Юрский… Вот оно — достоинство. Товстоногов же их всех покрывал, защищал, воспитывал. Но сам… Помню, на выставке увидел первую полосу газеты «Известия» и маленькую заметочку, где очерняются Сахаров и Солженицын. Под этим подпись: Г.А.Товстоногов.

Басилашвили — сын своего великого театрального отца — сейчас выглядит как ходячая добродетель. Но это действительно так! Человек через всю жизнь пронес, не обронив ни капли, то, что называется простым словом «честь». Понятно, сейчас уже не революционер, хотя мы помним его депутатство, неравнодушие на перестроечных съездах. Но стоит ли о чем-то кричать, доказывать, когда и так все видно. По лицу, по тому, как, что человек говорит.

Теперь он почти как монумент, но это совсем не так. Даже после Воланда или того, что он вытворял у Шахназарова в 90-е и нулевые, он никогда не будет монументом. Потому что он Олег, Басик. И в нем вся наша жизнь.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...