12.00. По театральному дворику, который еще не заполнили машины, артисты и корреспонденты с камерами, разгуливает небольшая рыжая собачка на коротких ножках. Почти корги, но не корги.
— Это мой Гица, — говорит артист Сережа Гирин. Вечером он выйдет в легендарном спектакле Галины Волчек «Три товарища». Гицу (Гица в переводе с румынского — Георгий) он взял из приюта, и тот быстро освоился в артистической среде — ходит на репетиции, снимается с артистами, которые балуют собачину вкусняшками.
Пока основная часть коллектива еще не вернулась с Новодевичьего кладбища (в день рождения Олега Ефремова актеры по традиции посещают могилы основателей «Современника»), Гаца встречает всех на Чистых прудах. Актеры собираются, обсуждают отдых, но все в напряжении — что их ждет. Из блицопроса актеров поколения 40+ — очень надеются на перемены в связи с приходом Владимира Машкова в качестве преемника Галины Волчек.
«…Настоящего, а не то, что было», — говорят артисты о непродолжительном периоде правления Виктора Рыжакова, который за два с небольшим года сумел расколоть труппу, восстановить одних против других, начать разрушать репертуар, и главное, — направление, которого много лет твердо держался «Современник»: направление психологического театра, какие бы формы он ни брал на вооружение. Но, судя по всему, деструктивный и горький период становится вчерашним днем.
Во дворе появляется человек в военной форме, и все бросаются к нему с объятиями и криками: «Женька, Женька приехал!!!» Я узнаю в нем артиста Женю Павлова, который в 2022 году был мобилизован и ушел служить. Коротко стриженный, загорелый, он говорит, что на 20 дней приехал в отпуск и поэтому сразу пришел в театр. Павлов служит в творческой бригаде СВО и говорит, что останется там до победного.
15 минут до начала. Фойе забито так, что не повернуться. Здесь все смешалось — артисты двух театров, студенты — последние держатся группкой, смущены. Один из ребят говорит, что сейчас они на четвертом курсе, но чуть ли не с первого играют в спектаклях, в «Бумбараше» (в «Табакерке») и в «Мещанах» (в «Современнике»). Угрюмов, Бабенко, Крылова, Тульчинский, Неелова, Стебунов, Белоусова, Гигин, Шульц, Юшкевич и многие другие — они теперь один театр?
Послушаем, что на этот счет объявит Владимир Машков.
13.18. А вот и он — строгий костюм, официальные лица рядом. Извиняется, что задержался. «Сегодня день рождения человека, с которого здесь началась жизнь этого места и который нас всех собрал. Давайте поздравим Олега Николаевича Ефремова с днем рождения (бурные аплодисменты). И солнце сегодня дали, — продолжил Владимир Львович. — Потому что театр — единственное место, где чудо еще возможно. Они за нами приглядывают».
В своей речи Машков не раз подчеркивает, что на Чистых теперь две труппы, но самостоятельные, и как неотъемлемая часть — колледж.
Его слушают очень внимательно и с напряжением. Выступивший первым глава Департамента культуры Алексей Фурсин признался, что, посещая сборы разных столичных театров, сейчас почувствовал разницу. «В театре, образованном сейчас тоже из двух театров, артисты одного из них сказали, что коллег из другого и не видят. «Не то, что у вас — как родня». И наградил Благодарностью мэра Москвы «современниковцев» — актрису Таисию Михолап, зав. музеем Татьяну Прасолову. Овацию устроили Павлову, пришедшему из зоны СВО в отпуск. Грамоты получили артисты Гигин, Фролова и Разуваев. Вслед за ними наградили артистов и сотрудников «Табакерки».
Потом награды получили «табакерковцы» — Дмитрий Бродецкий, Игорь Петров, Максим Большаков и другие. Поздравили также тех, кто получил вожделенные звания «заслуженных», — Иванова, Миллер, Владимир Суворов, Виктор Тульчинский. Последние много лет честно служили «Современнику» без всяких званий. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. А вот Сергей Угрюмов стал «народным».
Машков не был бы Машковым, если бы не припас сюрприз. На этот раз детский. Колокольчиками из чистого хрусталя одарили тех, кто стал в этом году родителями. Причем на каждом колокольчике красовалась ленточка голубого или розового цвета — в зависимости от того, мальчик или девочка родились. Такая милая нота только подтвердила факт человеческого, а не формального подхода к работе и людям, эту работу делающим. И очевидно, что резать по живому В.Л. ничего не будет. Во всяком случае, на вопрос пожилого артиста, что новый худрук выбросит из репертуара, Машков резко ответил:
— Задачи снимать спектакли у меня нет. Задача — посмотреть материал и понять — можно ли его напитать жизнью.
Коротко и ясно. Неоднократно протранслировал, что теперь это единый организм, но индивидуальностей — два театра и колледж. Кстати, в труппу «Табакерки» вошли шесть вчерашних студентов, которых тут же и представили. Девушки, замечу, эффектные.
Машков представил своих заместителей — Марина Евса (первый зам. худрука и директор «Современника»), София Голик (первый зам. худрука и директор ТОТ) и первый зам Марина Самусева (директор колледжа), а литчасть всех учреждений возглавляет драматург Олег Антонов, за коммуникацию отвечает Наталья Линдегрин.
Машков развеял слухи, которые пугали «Современник» все лето, а именно: что в связи с ремонтом здания «Табакерка» будет играть на сцене «Современника». «А где мы будем играть?» — паниковали на Чистых прудах. Машков успокоил — «Табакерка» будет играть не только на Чистых, но и на других площадках Москвы, а также отправится на гастроли — Воронеж, Салехард, далее везде.
Признался, что исполнилась его мечта — снять кино с артистами двух театров. В данный момент мечта осуществляется — часть картины по повести Бориса Васильева «В списках не значился» уже отсняли в Бресте, а сейчас группа переехала в Москву, в Кинопарк.
Из премьер. В Театр Табакова возвращается «Старший сын» в постановке Алены Лаптевой, на сцену «Современника» вернутся «Мещане» (реж. Павел Сафонов). Севастьян Смышников в ТОТе начнет репетиции современной пьесы «Позывной «Тишина». «Это история про нашего современника, — подчеркнул Машков. — И в ней будут играть артисты двух театров сразу. Это первая наша совместная работа».
В декабре, к дню рождения Волчек, тоже готовят что-то, возможно, связанное с «Ревизором»: «Она сама играла в легендарном спектакле и была на нашем «Ревизоре». Не забуду, как после спектакля стала говорить с артистами и зрителями. Ей понравился спектакль. И, может, в этот день сыграем «Ревизора» и посвятим ее памяти. Эта связь с нашими небесными руководителями нам необходима».
И тут же перешел к другому юбилею — 90-летию своего учителя Табакова. Будут выставки, документальные фильмы о нем и с его участием. В год юбилея хотят поставить «Обыкновенную историю» — она тесно связана с биографией и жизнью Табакова и Волчек.
Связь с небесными учителями продолжится в юбилеях Михаила Козакова, Виктора Сергачева и Валентина Гафта — в следующем году им тоже исполнилось бы по 90.
— Я не люблю рассказывать о планах, — говорит Машков. — Но надо, надо. Я жду предложений.
В планах школы Табакова, которая теперь при двух сразу театрах, — спектакли «Забытый август», «Старшая сестра», «Творцы истории. Шаляпин».
Закончился сбор очень красивой и правильной традицией «Хранители», когда начинающие артисты вытаскивают шар с именем великого артиста, который должны хранить как талисман. Поэтому школа готовит спектакль «Хранители». Ну и под занавес Владимир Львович запустил интригу — он возьмется за постановку эпического полотна с участием артистов двух театров и школы. «Мы все в одной лодке», — настойчиво повторил худрук холдинга «ТОТ Современник и школа».