Срочные новости раздела
Комедия про Блаватскую: неординарная героиня потребовала неординарного подхода

Комедия про Блаватскую: неординарная героиня потребовала неординарного подхода

В фойе театра огромный плакат с древом рода Блаватской (чтобы зрителям было понятнее, кто есть кто на сцене). Внизу подпись: «Несколько ветвей генеалогического древа религиозного философа, оккультиста, спиритуалиста и путешественницы». Последний вид деятельности на фоне всех других звучит неожиданно и даже скромно.

В буфете две дамы рассуждают:

— Непонятная, несчастная и никем не понятая женщина!

— Думаешь? А может, просто решила прославиться?

С этим вопросом и следуем в зал, тем более третий звонок зовет. Мимоходом замечаем  ожидаемую, но неожиданную гостью премьеры Ольгу Остроумову, которая пришла поддержать сына-драматурга. Успеваем подхватить программку, дизайн которой бросается в глаза. Картинка буквально говорит своему зрителю: «О!О!О!О!О! БЛЯМЦ! БЛЯМЦ! БЛЯМЦ». Неординарная героиня требует неординарного подхода. Впрочем, об этом чуть позже. 

Поприветствовать зрителей вышел сам худрук театра и режиссер «Веселой женщины» Михаил Левитин, который представил публике актерский состав и героев, которых вывели на сцен, все же пьеса новая, ее автор — Михаил Левитин-младший. А потому, понимая возможные вопросы, сразу расставляют все точки над i. Прокомментировали и дизайн афиши и программок. В конце августа «Эрмитаж» попрощался со своим художником Евгением Добровинским. Шесть вариантов плаката для грядущей премьеры он успел набросать буквально за два часа до того, как творца настиг обширный инфаркт.

Я воспринял это как хороший знак, возможно, как-то связанный с Блаватской, — комментирует Левитин, содержание оптимистичное, но звучит горько. — Это счастье, что он остался жив в его плакатах и в любви к друзьям. А затем худрук наказал: «Судите строго!» И началось действие.

Первая сцена уже хорошо знакома, ее демонстрировали еще на сборе труппы перед началом сезона в середине августа. В ней как камео участвует сам автор пьесы Михаил Левитин-младший и некая дама (Екатерина Тенета, ее же мы увидим и в роли Блаватской) с собачкой по кличке Изя Левит-царевич, с которой Левитин знакомится во время выгула своего пса. По случайному совпадению она оказывается фанаткой Блаватской, даже ездила по местам Блаватской в Индию, где во время медитации услышала странный звук «блямц». Оказалось, что так медитирующие вместе с ней приземлялись после… левитации. Левитировать пришлось и зрительному залу. И блямцнуть тоже. История с дамой, кстати, тоже взята из жизни. На сборе труппы говорилось о намерениях пригласить ту самую женщину, которая случайно стала прототипом фанатки Блаватской, воплощенной на сцене. И действительно, она посетила прогон спектакля и пришла от постановки в восторг.

Маленькая сценка с собаками поднимает важные вопросы:

— Я написал пьесу о Блаватской.

— Про нее можно столько трагедий написать…

— Но у меня комедия!

— Комедия??! ПРО БЛАВАТСКУЮ?!?!?! — почти на крик срывается дама с Изей Левитом в руках.

Вопрос более чем резонный. Фигура оккультистки хоть и спорная, но по-человечески — печальная. Женского и материнского счастья Блаватская, по большому счету, так и не узнала несмотря на то, что замужем была не раз, единственный сын умер (и то, это, возможно, легенда, так как по официальным сведениям детей у нее не было). Вывести на сцену даму, которая прославилась тем, что создала теософское общество, якобы общалась с мертвыми, левитировала, — смелый поступок. Особенно на фоне нарастающего прямо сейчас театрального тренда на показ на сцене великих ученых. На фоне, например, Ландау и Курчатова, которым посвятят постановки в Ваханговском и на Бронной соответственно, личность Блаватской сильно контрастирует. Так что поступок дерзкий и отважный.

Зрителю представляют тифлисский период жизни Блаватской, который здесь сопровождают декорации Гарри Гуммеля, выполненные в восточном стиле и действительно напоминают грузинский дворик. Особенно резной балкончик.

Комедия на грани фарса — чего стоит одна бабушка Блаватской (Дарья Белоусова), на скорости рассекающая по сцене в инвалидном кресле. Есть и зрелищные элементы — потрясающие зажигательные кавказские танцы имама Шамиля (Хетаг Гасиев). А как лихо выскакивает из гигантской пушки юная циркачка Блаватская (Мария Глянц)!

Но все же один из ракурсов, с которого предлагают взглянуть на эту историю, — это с позиции ребенка, Сергея Юльевича Витте (Алексей Сошин), которого на сцене Блаватская называет исключительно премьер-министром. А если постановка действительно воплощает детский взгляд на жизнь этой удивительной женщины, то это многое объясняет. 

На все вопросы, с которыми заходили в зал, однозначных ответов не нашлось. Да и нужно ли? Как сказал сам Левитин: «Спектакль не о человеке, все же театр не «Жизнь замечательных людей». Мы ищем своих героев. И тут дело не в самой Блаватской, а в существовании таких людей, как Блаватская…»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...