Срочные новости раздела
300-й спектакль «Матренин двор» показали в Вахтанговском

300-й спектакль «Матренин двор» показали в Вахтанговском

На сцене в полумраке по черпаниям угадывается декорация: горница, уголок для умывания, сундук, шкаф, что-то отдаленно напоминающее прихожую — интерьер избы Матрены. Появляется Игнатич (Александр Михайлов) и глядя в глаза зрителям первых рядов начинает свой рассказ о том, как вернулся из тюрьмы, как приехал в деревушку, где разместился у Матрены (Елена Михайлова), «одинокой женщины лет шестидесяти». Дальше — история, знакомая нам со школьной скамьи. Но раз это был трехсотый по счету спектакль, раз постановка живет уже 16 лет и все еще пользуется зрительской любовью, есть в ней что-то особенное! 

Не каждый спектакль доживает до сотого показа, — говорит директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, — Это магическая цифра! Когда мы выходим на сто и дальше, то  значит супер успешная история. А мы пришли к цифре 300! Это рекорд, достойный самых высоких театральных результатов!

А все начиналось чуть ли не с разговоров на кухне. Идея постановки пришла самим исполнителям ролей, супругам Александру и Елене Михайловым, а если быть точнее, то Александру, исполнителю роли Игнатича. Еще в 2004 году он усадил супругу на кухне, вставил в приемник кассетку с аудиозаписью, на которой рассказ «Матренин двор» читает автор. Оба слушали, замерев: «Чувствую, что это можно поставит на двоих, будет твой бенефис», — сказал Александр супруге. Но от замысла до постановки нужно было пройти непростой путь. Идею одобрил режиссёр Владимир Иванов: «Это ваша тема! Будем делать!». И действительно, сделал, ему же принадлежит сценическая версия рассказа. Правда, на юбилейном показе спектакля присутствовать не смог — приболел. 

Предстояла непростая работа над спектаклем. Текст сильно повествовательный и сделать из него то, чего требует сцена — задачка не из простых. Об адаптации рассказа для сцены рассказала Наталия Солженицына: 

Владимир Иванов сумел раскадрировать на два голоса прозаический текст, в котором вообще почти нет диалогов и прямой речи.  Это крайне редкая удача! Из всех постановок по Солженицыну «Матренин двор» в Вахтанговском выделяется. 

Постановку делали в качестве подарка к 90-летнему юбилею самого Солженицына, но в то время писатель тяжело болел и не мог ни помочь в процессе постановки (к тому же много сил ушло на работу над сериалом «В круге первом»), на премьере тоже присутствовать не смог. Наталия Дмитриевна распорядилась, чтобы операторы записали постановку.: Солженицын видел спектакль в записи и лично одобрил работу вахтанговцев.

Но вернемся в «избу Матрены». Помимо достоинств, связанных с талантливой работой режиссера и актеров, стоит обратить внимание на то, как художник спектакля Максим Обрезков распорядился небольшим сценическим пространством и какую трансформацию декорации придумал. Текст Солженицына хорошо знаком, а потому складывается уверенность, что все и закончится в стенах Матрениной избы. Но даже те, кто знают, что горницу Матрене придется отвезти воспитаннице, не подозревают, что произойдет на сцене. Горница, вокруг которой происходит довольно много суеты и по сюжету рассказа, и в сценическом воплощении, легко превращается в погост, где обрела покой Матрена Васильевна. 

Не все зрители аплодировали в зале, но не потому что не хотели поблагодарить артистов, а потому, что доставали из сумок носовые платки и утирали слёзы. Поменяла что-то внутри каждого Матрена Васильевна. Вот пример - и героини, и самого автора, как в любых обстоятельствах оставаться человеком. «Праведники, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша…»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...

На ярмарке помимо торга всегда было место развлечениям. В балаганах выступали артисты, необычные  женщины с усами, безрукие гимнасты, кто угодно, лишь бы привлечь и удивить публику. Сохранившиеся
подробнее...

На днях исполнилось бы 95 Олегу Борисову. А что ТВ? Оно сделало свое дело — правда, лишь на одном отдельно взятом канале под названием «Культура». Вот фильм о нем, вот «На войне как на войне»,
подробнее...

Раньше, если я попадал на это умопомрачительное шоу, не мог и пяти минут выдержать. Моя тонкая душевная организация дико протестовала, просто кричала: «Саша, не смотри такое!» Ну да, мне казалось, что
подробнее...

Называть «Бумеры и Зумеры» даже мелкокалиберным альбомом - значит немного преувеличивать. Это скорее мэшап звезд разных эпох, джем под драм-машину - в общем, рисунок, который не претендует на звание
подробнее...

В просторном зале «Яблоко» в галерее искусств Российской Академии художеств ощущается небольшое волнение — гости церемонии, радуясь встрече, обнимаются, жмут друг другу руки. Лишних или случайных
подробнее...

— Как возникла история, уходящая в советское детство?— Она всегда была со мной. Я считаю, что советское детство, особенно мое, которое пришлось на 1970-е, — лучшее время в СССР. Людей, которые его
подробнее...

К своей 102-летней истории в Вахтанговском театре относятся трепетно, берегут ее, а потому активно пополняют свою собственную театральную библиотеку новыми изданиями. Одной из таких книг стала новинка
подробнее...

Малоизвестным и даже талантливым новичкам всегда было трудно пробиваться, а сейчас таких площадок и вовсе почти не сыскать даже днем с огнем. Но пока идеолог фестиваля инди-музыки Александр Кушнир
подробнее...

Куинси Джонс хорошо знает, что такое работа до седьмого пота в условиях расовой сегрегации, но своими впечатляющими успехами во многом обязан еще и тем, что вытащил несколько счастливых билетов. У
подробнее...

Наталье Назаровой понадобилось 12 лет, чтобы воплотить свой сценарий. История получилась отчасти сказочная — о девушке со сложным диагнозом, которая встретила красавца боцмана, и это перевернуло их
подробнее...

В 1975 году группа «Скоморохи» во главе с Александром Градским приехала на гастроли в Саратов и дала концерт в ледовом дворце «Кристалл». На тот концерт пришел и я, тогда студент консерватории. После
подробнее...

Конкурс проводится по инициативе выдающегося хореографа, президента Академии танца Бориса Эйфмана. Борис Яковлевич родился в городе Рубцовске Алтайского края в послевоенном 1946 году, в семье, не
подробнее...

Российская академия художеств получила в дар необычный бюст — Владимира Путина, автором работы является австрийский скульптор Александр Лаабмайр, который сделал портрет президента России исходя из
подробнее...