Срочные новости раздела
В Москве обсудили будущее национальной театральной премии “Золотая маска»

В Москве обсудили будущее национальной театральной премии “Золотая маска»

Конференцию принимал Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко и его гендиректор Андрей Борисов, где собралось около 60 человек из разных регионов, представляющих театр разных направлений. А сам факт, что конференцию своим присутствием почтили и на панельной дискуссии выступили важные государственные лица, свидетельствовал о том, что институция «Золотая маска» рассматривается как часть государственной культурной политики страны. Если суммировать выступления Ольги Любимовой, Сергея Новикова, Владимира Машкова, Александра Журавского, то можно выделить следующие мысли.

- Необходимо сохранить эту институцию и продолжить ее развитие.

- Государство поддерживает деятельность СТД в этом направлении.

- «З.М.» должна чувствовать время, заниматься поисками золотой середины и в жизни, и в искусстве.

- Традиция - это огонь, и важно, в чьих руках он находится.

Надо сказать, что за 30 лет существования «Золотой маски» это не первая попытка ее реформировать. Положение о премии девять (!!!) раз редактировали (по словам Владимира Машкова, это не плохо и не хорошо - «значит, люди думали»), постоянно вокруг «Маски» шли дискуссии, выдвигались предложения как будто бы по ее улучшению, а члены рабочей группы по некоторым вопросам делились 50 на 50, но так и не могли найти консенсус по ряду позиций. Так, камнем преткновения каждый раз становилась номинация «Эксперимент» или количество частных номинаций, которое почему-то неуклонно росло.

«Мне предлагали отменить и забыть о «Маске» - многих она раздражала. Даже тех, кто ее получал, - признался Владимир Машков, - и у меня была возможность ее отменить. Но все-таки лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. И мы сделали. То, что мы теперь выберем - наша общая ответственность. И мы найдём решение, чтобы премия стала честной, объективной, открытой и приносила удовлетворение театральным коллективам».

Процесс работы конференции строился в новом формате: накануне секретариат СТД, обобщив поступившие предложения по изменению Положения о премии, передал результаты для обсуждения на конференцию шести рабочим группам - в них вошли секретари региональных отделений Союза, члены последнего жюри, эксперты нынешнего состава. А те, сменяя друг друга за столами, обсуждали шесть важных тем и затем, придя к единому мнению по болевым точкам премии (составы экспертных советов и жюри, критерии в оценках, частные номинации или отказ от них и прочее), вернули на дальнейшее утверждение Секретариата СТД. Группы работали в жёстком тайминге, горячились, спорили - формального подхода не наблюдалось.

О том, каких перемен ждать по итогам конференции, насколько радикальными могут быть меры по реформированию, я поговорила с вице-президентом премии, директором Театра Вахтангова Кириллом Кроком.

- Почему назрела необходимость в реформе институции «Золотая маска»?

- Мы все прекрасно знаем, что в последние годы эта институция очень жестко критиковалась. Жизнь меняется, страна меняется, и «Золотая маска» не может оставаться без изменения. Тем более если мы во главу ставим понятие национальная премия и называем «Маску» «золотой», она должна стать золотым стандартом театрального искусства. Но «Маска» стала отходить от золотого стандарта и превращаться в междусобойчик театральных критиков, объединённых в некую мутную ассоциацию, которые диктовали всему театральному сообществу - что и как нужно ставить, в каком художественном ключе, с какими смыслами. Поэтому то, что происходит сегодня - закономерный результат такой деструктивной политики. Если театр и режиссеры работали в подобном ключе, разделяли художественный и политические взгляды группы, значит, у них был шанс получить «Маску». Я уже не говорю о полукриминальных ситуациях вокруг премии в прежние годы.

- Звучит как обвинение. Что вы имеете в виду?

- По установкам прежнего руководства за спиной премии пул из 7-8 критиков действовал следующим образом: региональным театрам говорилось, что если они хотят попасть в лонг-лист «Золотой маски», критики должны провести там, например, лабораторию современной драматургии, а молодые режиссеры там что-то поставят, и тогда эксперт сделает все, чтобы спектакли из региона попали в лонг-лист «Маски». Я понимаю, что это серьёзные обвинения, но мы знаем фамилии таких экспертов, критиков, до сих пор разъезжающих по России и проводящих в регионах лаборатории.

- Хорошо, вчерашний день «З. М.» закрыт. Давайте о завтрашнем - пока нет результатов конференции, о каких переменах можно говорить предварительно?

- Можно говорить о том, что мы хотим вернуть театральному сообществу театральную премию «Золотая маска». Чтобы главным в приоритете были спектакль и театр, как творческий коллектив, который этот спектакль создал. И мы сегодня постепенно двигаемся к этому формату. Главное - спектакль, а не личные амбиции, и главное спектакль, который театр сделал.

- Будет ли изменён подход к формированию составов экспертов и жюри?

- Безусловно, он изменён уже с прошлого года. Теперь у нас в экспертах не только критики определённого направления, но и присутствуют представители всех театральных профессий. Почему так нам долго навязывали и объясняли, что только критики могут выбирать номинантов? А почему этого не могут делать режиссеры, артисты, художники или продюсеры, которые всю жизнь занимаются театром?

- Что ещё изменится?

- Понятно, что фестиваль будет жить и будет развиваться. Что лучшие спектакли будут приезжать в Москву на фестиваль - в прошлом году мы и финансово не потянули его организацию, и по времени не успевали подготовить фестиваль, поэтому жюри ездило по стране и смотрело отобранные прежним экспертным советом спектакли. И это для нас интересный опыт.

- Когда ждать результатов?

- В ноябре, когда секретариат примет все предложения и это станет новым документом.

Секретарь рязанского Союза театральных деятелей, директор театра кукол Рязани Константин Кириллов считает очень важным то, что решения по национальной театральной премии принимаются председателем СТД не единолично, не секретариатом, а обсуждаются театральным сообществом.

- Вы, как профессионал в области кукольного театра, услышали для себя дельные предложения?

- Во-первых, я сам вносил предложения: разделить составы жюри драматического и театра кукол, и, во-вторых, надеюсь, что у нас появятся номинации детских спектаклей во всех жанрах театрального искусства. Я также внёс предложение сформировать техническое задание (ТЗ) для того, чтобы театры, представляющие на премию свои спектакли, делали это качественно. То есть потратились немного (не такие уж это большие деньги), пригласили бы нормальную съёмочную команду, и только в таком случае материал принимался бы к рассмотрению экспертами.

Выступивший в заключении конференции Александр Журавский представил статистику ВЦИОМа от февраля 2024 года, и она совсем не порадовала: только 25 процентов россиян посещают театр несколько раз в год, 19 - один раз в несколько лет, 21 - никогда не видели театральных постановок, и наконец 34 процента россиян практически не посещают театр. «Правильно, когда не ведомство занимается изменениями, а само профессиональное сообщество», - подвел итог Журавский, которого поддержал председатель СТД Машков: «На работу профессионалов всегда приятно смотреть».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...