Срочные новости раздела
В Российской академии художеств исследуют самые добрые сказки

В Российской академии художеств исследуют самые добрые сказки

Выставочный зал на открытии переполнен. Татьяну Шихиреву с долгожданной выставкой поздравляют ученики, друзья и коллеги из Московского союза художников и Российской академии художеств. Самая искренняя эмоция среди первых зрителей — неподдельный восторг. 

Говорят, что выставка — «просто сказочная». Действительно, на своих полотнах Татьяна Сергеевна выстроила собственный мир — и населила его фольклорными, историческими и сказочными (сказочно-добрыми!) персонажами. Работы как будто бы позволяют подглядеть за героями самых добрых сказок в окошко — и увидеть, как они выглядят в своей чудесной жизни.

Коллеги сравнивают панно Татьяны с многоактными спектаклями. Некоторые полотна художница объединяет в пестрые деталями триптихи и полиптихи — и в три или в четыре части укладывает сюжеты, составленные из запечатленных на панно действий. Сюжетом может стать как и жизнь средневековых артистов (полиптих «Балаганчик»), так и христианские сюжеты (полиптих «Праздники Христовы»).

Своих персонажей художница застает врасплох — на городских улицах, в окружении каменных замков, сельских церквей и деревенских избушек, посреди густых лесов и боярских палат. В центре внимания — мелкие и случайные радости: встречи, праздники, разговоры. Точеные фигурки персонажей Татьяна прорисовывает в технике горячего батика.

Граница между двумя мирами — тоже сказочная. Персонажи кочуют с полотен на резные рамы и воплощаются в реальном мире через фантастические деревянные скульптуры и сказочные атрибуты: изящные зеркальца и сундучки. Рамы, наравне с панно — произведения декоративного искусства. Почти все резные наличники делал художник Николай Конончук — супруг Татьяны Шихиревой. Его не стало в 2020 году.

Татьяна Сергеевна работала со своим мужем в творческом тандеме – его она называет своим главным советчиком и соавтором. На открытии выставки она рассказывает:

«Мы прожили вместе почти 50 лет. Он умер в тот год, когда у нас должна была быть золотая свадьба. Мне важно сказать, что если бы не он, то не было бы этого красочного периода, который вы видите здесь, в этом зале — не было бы этих резных храмов, этой динамичной пластики, которая тут присутствует. Он очень любил живопись. С утра до вечера работал: рисовал пейзажи, портреты и натюрморты. Однажды предложил мне помочь сделать рамку. Говорит: «Ну чего ты ищешь наличники, что-то было создано до тебя. Нарисуй эскиз, и я сделаю  раму, которая будет того размера, который тебе  нужен, и с орнаментом, который  нужен. Я сомневалась, что он действительно ее сделает — он не занимался никакой резьбой до этого, как он будет это делать? Но у него было такое большое желание — не только сделать творческую работу, но и мне помочь...»

Атмосфера сказки встречается с историей и сюжетами мировой культуры. Источники вдохновения — в русских сказках (птиц Сирин на картинах — не сосчитать!) и в эстетике допетровской и петровской истории. Татьяна Сергеевна говорит, что обращается к сюжетам и мотивам из мировой культуры и вычленяет из этой сокровищницы то, что сердцу ближе: будь то традиции площадного театра или исторический сюжет о Марине Мнишек. Например, множество образов героев и сюжетов заимствованы из итальянской комедии дель арте. Коломбине, бойкой и остроумной служанке, «отдают» целый зал, в котором размещают целую «модную коллекцию» — вариации ее костюма.

Среди неожиданных источников вдохновения — комедии испанского драматурга Лопе Де Веги. Он часто брал за основу своих пьес народные романсы и анализировал мировой исторический пласт — но при этом призывал актуализировать историю за счет сохранения психологических и социальных смыслов: «Внимай комедии: тебе она / Покажет все, чем ваша жизнь полна». 

Герои панно Татьяны Шихиревой — иногда грустные, иногда смешные — вполне соответствуют этому правилу, потому что в своих эмоциях и позах они узнаваемы. Несмотря на точность исторического костюма и богатую «базу» культурных отсылок, они хранят в себе мощнейший посыл добра и жизнеутверждающего позитива и не кажутся напыщенными или тягостными. Искусствоведы говорят, что такой простоте и легкой идеализации способствует «галантный стиль». Но может быть, это просто доброе сердце?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...