Срочные новости раздела
Зрители перешли с израильским режиссером на «ты», как только разговор коснулся неизвестных отцов

Зрители перешли с израильским режиссером на «ты», как только разговор коснулся неизвестных отцов

Участвующую в международном конкурсе «Текстуру лжи» снял выпускник Школы кино и телевидения им. Стива Тиша Тель-Авивского университета Ефим Грабой. Его дебютный полнометражный фильм «Война Раи Синициной» вышел в 2020 году и получил множество наград. С 14 лет Ефим начал снимать,  как только родители подарили ему кинокамеру. С тех пор он ведет летопись своей семьи, начиная с опыта репатриации и переезда в 1990-е из Казани в Израиль. Съемки стали для него способом исследования непростых отношений родителей. 

Став взрослым, Ефим узнал, что у него есть внебрачная сестра, о которой в семье никогда не говорили. Втайне от родителей он находит ее.  В детстве они даже оказались в одной лодке, не подозревая, что являются кровными родственниками, и это предательство отца им сложно понять и принять. 

Ефим не раз говорил в своих интервью, что камера у него художественная, а мир, который она фиксирует, документальный. В «Текстуре лжи» использованы кадры из его подросткового детства,  когда он был искренним и в то же время злым мальчиком. Приемы настолько разные и спонтанные, но в этом и притягательность картины. К финалу лицо отца начинает молодеть и  на нас смотрит уже не он, а сам Ефим. Одно лицо сменяется другим, и мы видим, насколько они похожи, и не только внешне. Ефим скажет, что получился не фильм, а путь, и у него нет жанра. Я понял, что только если полюблю себя и всех своих героев, то тогда что-то получится». 

Отцу было пятьдесят, когда родился Ефим, и многие думали, что это его дед. «Родители говорили, что дотянут только до 20 моих лет, и я готовился к уходу отца», - признался режиссер. Наверное, именно этим объясняется то, что он так часто снимает пожилых людей, которым за 90. Он побывал в сербском доме престарелых и сделал о нем кино. В период  пандемии Ефим стал волонтером и оказывал помощь старикам.

Камера дала ему возможность поговорить с отцом. Без нее откровенный разговор бы не состоялся. Камера позволила всей семье задать вопросы, на которые давно требовались ответы. Отец умер в 83 года вскоре после первой и последней встречи со своей внебрачной дочерью с необычным именем Алеся.  «Когда в 2018 году она появилась, я понял, что будет фильм, - говорит Ефим. - Она согласилась сниматься». Единственное, о чем Алеся попросила отца, приехав в Израиль, - так это  извиниться перед женой. Ее мать давно умерла, а он никогда не появился в жизни оставшейся сиротой девочки. 

Старший Грабой выполнил просьбу дочери после окончания съемок. Так что важное для всех событие осталось за кадром. Жена, которой он когда-то изменил,  его  не простила до сих пор, сославшись на то, что  он был недостаточно искренним.  Но важно то, что человек, прежде  ни у кого не просивший прощения, сумел это сделать. 

Последние слова, которые прозвучат с экрана вслед ушедшему из жизни отцу и любимой девушке, с которой пришлось расстаться, это: «Прости. Спасибо. И прощай». 

Фильм был смонтирован через полгода после смерти отца. В самом начале мы видим, как его провожают в последний путь. Ефима не покидает ощущение, что  отец  рядом, а фильм помог ему пережить его потерю. 

На показ случайно пришла девушка, не зная, что за фильм ей предстоит увидеть. Оказалось, что ей, как и Ефиму, 30 лет и через неделю ей предстоит встреча с отцом, которого она никогда не видела. «Я чувствую себя деревом без корней. У меня есть братья и сестры, и я не знаю их имен. Я готовлюсь к этой встрече. Мне очень страшно. У меня к тебе вопрос, - тут она перешла с режиссером на «ты». - Можно на «ты»? Как пережить встречу с отцом?» Совет был такой: «Самое главное – доверять себе и  не поддаваться злости и страху быть отверженной.  Если бы я слушал голоса, что не стоит этого делать, а моя старшая сестра пыталась меня отговорить от знакомства с Алесей, то не было бы  шанса что-то изменить. Физическая встреча не имеет большого значения. Основная работа будет после. У Алеси был единственный шанс, и она провела семь дней с нашим отцом. После этого папа умер». 

Со зрителями Ефим Грабой разговаривал с экрана, находясь в автомобиле. Он очень волновался, не сдерживал слез. Машина стала для него укрытием от внешнего  мира. Не стоит думать, что его фильм и все, что происходило после его просмотра, - какая-то слезоточивая история. Все честно, жестко, но человечно. 

 «Последний материк», участвующий в национальном конкурсе,  тоже стал поводом для разговора об отцовстве,  мужской самоидентификации, умении взять на себя чужую нагрузку, почувствовать себя в роли матери. 

Это тоже бесстрашная и откровенная картина, снятая Григорием Ярошенко, который стал и ее главным героем, и  режиссером.  Он, выпускник ВГИКа, телеоператор, фотограф, был  официальным фотографом церемоний открытия и закрытия зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. Не раз он  ездил в Антарктиду, взял туда своего старшего сына Виктора в качестве  оператора и  хотел снять научно-популярный фильм про полярников. С этим и пришел на студию. 

В итоге получилась семейная драма. У Григория двое взрослых сыновей от первого брака и двое маленьких от второго. Единственная  дочь Татьяна, сама уже ставшая мамой,  рано ушла из жизни. Что произошло, мы не знаем. Семья пожелала сохранить это в тайне, но фильм  посвящен именно ей. 

У картины есть и еще один режиссер - Василиса Юренкова, не так давно окончившая  мастерскую документалиста  Дарьи Хреновой и  успевшая снять и спродюсировать  несколько  фильмов.  Она и представляла картину, поскольку Григорий Ярошенко живет теперь в Дубае, о чем и рассказано в «Последнем материке». Сначала туда  стремительно уехала жена Ирина, забрав маленьких сыновей. Она  давно мечтала переехать в другую страну.  Наверное, слишком устала жить как на вулкане с мужем, от вечных его нотаций и отсутствия. Григорию пришлось отправиться за ними вслед, и их роли с женой поменялись. Она работает в ветеринарной клинике,  зарабатывая на жилье и еду.  А он воспитывает детей и готовит пельмени, встречает жену после работы. Расстановка сил поменялась радикально, и с этим приходится смириться и многое переосмыслить.  

Себя Ярошенко назвал экстравагантным отцом. «Я слишком долго был в Антарктиде» - это, конечно, метафора, хотя он действительно не раз уезжал. Только потери часто заставляют человека задуматься о своем пути и тех, кто с ним рядом.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...