Срочные новости раздела
50-летие Бульдозерной выставки отметят акцией «Бульдозерный посев»

50-летие Бульдозерной выставки отметят акцией «Бульдозерный посев»

Чтобы оценить значение Бульдозерной выставки, важно помнить контекст. В начале «оттепели» контроль над искусством несколько снизился. Художники, работавшие вне рамок официального соцреализма, потихоньку начали выставлять свои работы в публичных пространствах. В декабре 1962 года авангардисты выставили картины в Манеже, но жесткая реакция на них Никиты Хрущева надолго поставила крест на искусстве нонконформистов. Однако вернисажи все-таки проходили — в основном в квартирах художников, где собирались только свои, и то их разгоняли. В мае 1974-го милиция пришла на квартирник молодых художников Виталия Комара и Александра Меламида, арестовала всех и подвергла унизительному допросу. 

«Помню, мы сидели у Оскара Рабина после того, как однажды милиция разогнала наш перформанс в квартирной выставке, и я сказал Оскару, что читал в каком-то журнале, по-моему, журнале «Польша», о том, что польские художники делают регулярно выставки в парках…» — вспоминает Виталий Комар те дни. Тогда они решили провести вернисаж под открытым небом и позвать туда главных художников арт-подполья. Не все решились на риск: Лев Кропивницкий, Эрнст Неизвестный, Илья Кабаков, Лев Нуссберг, например, под разными предлогами уклонились от предложения. На приглашении, напечатанном на машинке с открытой датой, значатся имена 12 участников, и то некоторые фамилии зачеркнуты и переписаны от руки на другие. Оскар Рабин, Евгений Рухин, Владимир Немухин, Людмила Мастеркова, Надежда Эльская, Юрий Жарких, Валентин Воробьев и, собственно, сами организаторы — Виталий Комар и Александр Меламид — не испугались. К ним присоединились и другие люди культуры, однако уже после резонанса было немало путаницы на сей счет: люди, которых там не было, приписывали себе участие в событии.

Ряд художников, планировавших участие, в последний момент передумали. Среди них — Василий Ситников, Борис (Борух) Штейнберг и Анатолий Брусиловский (об этом писал Оскар Рабин). В итоге собралось около 20 участников, но по сей день есть разночтения в воспоминаниях главных организаторов. Тех, кто собирался в Коньково, но не собрался, можно понять: участники выставки рисковали потерять все, быть осужденными за антисоветскую деятельность или попасть в психиатрическую больницу на неопределенный срок.  

Доподлинно известно, что место предложил поэт и критик Виктор Агамов-Тупицын (позже он написал о тех событиях книгу), который жил как раз на улице Островитянова. Безликое, окраинное место, где кончалась столица, было выбрано специально, чтобы участников не обвинили в нарушении спокойствия. «Столь малопривлекательное место, как пустырь, мы избрали по простой причине: экспозиция картин на площади, улице или набережной может быть легко расценена в соответствии с советским законодательством как нарушение общественного порядка», — писал поэт и коллекционер Александр Глезер, активный участник андеграундной жизни и один из организаторов Бульдозерной выставки. Именно он позвал на уличный вернисаж иностранных журналистов и дипломатов.

О готовящейся выставке знали представители власти. На пустыре под моросящим дождем их встретили люди, одетые в рабочую форму, вокруг были машины с саженцами и тяжелая техника. Художники все же попытались расставить свои работы, но не все успели даже распаковать картины. Нонконформистам было сказано, что они мешают проведению субботника. Началась потасовка, часть выставленных работ техника просто-напросто переехала. Одному корреспонденту выбили зуб его же камерой. Оскар Рабин буквально грудью защищал картины, в итоге повис на ковше бульдозера, его протащили по земле несколько десятков метров. Организаторов забрали в милицию, предъявив им надуманные обвинения. Так, Рабину вменили кражу наручных часов, сказав, что он якобы подпадает под описание грабителя.

«Первый осенний просмотр картин на открытом воздухе», как была обозначена выставка в заявке художников в Моссовет, имел эффект разорвавшейся бомбы. Многим участникам в итоге пришлось эмигрировать.

Однако спустя несколько дней художникам разрешили устроить выставку в лесопарке Измайлово. Вернисаж состоялся 29 сентября и стал первой санкционированной властями выставкой авангардистов. Это не значит, что гайки тут же раскрутились. Нонконформисты еще долго находились в полулегальном положении, но постепенно воздуха для свободного искусства становилось все больше. А открыли клапаны 15 сентября 1974 года.

Спустя год было получено разрешение на создание секции живописи при Московском объединенном комитете профсоюза художников-графиков, который располагался на ул. Малая Грузинская, дом 28. Секция, однако, была создана лишь в 1976-м. Тем не менее с того момента Малая Грузинская стала местом, где уже относительно официально проходили выставки авангардистов.

Первая общая выставка секции вызвала невероятный интерес у москвичей, она продлилась месяц. В 1977 году появилась творческая группа «20 московских художников». Первую их выставку посетило почти 100 тысяч зрителей. Всего состоялось 10 выставок «Двадцатки», которые тоже стали этапными с точки зрения изменения климата в арт-среде и отношениях с властями.

Тем не менее искусство нонконформистов оставалось под надзором до конца советской эпохи, но  власти на вернисажи уже смотрели сквозь пальцы.

В честь 50-летия Бульдозерной выставки на том же месте решили провести реконструкцию акции под названием «Бульдозерный посев». У участников будет возможность поиграть миниатюрными машинками, фигурами и маленькими версиями картин, чтобы восстановить ход тех исторических событий. Осенью в Q-ART Gallery откроется первая часть двухсерийного выставочного проекта «Беляево-Измайлово», который объединит работы представителей ранней волны нонконформизма 1960-х годов — участников Бульдозерной, а затем Измайловской и других выставок нонконформизма. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Том и Чет Хэнксы сидят на лавке, и этот кадр в точности повторяет знаменитую сцену на скамейке, которая стала сквозной в фильме. Кроме скамейки в клипе есть и другие узнаваемые, вышибающие
подробнее...