«Театр начинается с вешалки» — старая поговорка, которая стала чрезвычайно актуальна в стенах Театра Пушкина в этом сезоне. Первое, что бросается в глаза (а точнее, в уши), — новый звонок, которым гостей приглашают в зрительный зал. Это звук тиканья часов режиссера Камерного театра Александра Таирова: «Хотелось отразить движение времени даже в звонке: от прошлого в настоящее и в будущее», — комментирует худрук театра Евгений Писарев. Фразу «Прозвучал первый звонок» озвучил артист Владимир Майзингер.
Новый год для Театра имени Пушкина богат на юбилеи. Во-первых, сам сезон — 75-й по счету, 110-летие Камерного театра, из которого, собственно, и появился Театр имени Пушкина. В планах на год есть премьера, посвященная одной из важнейших дат 2025 года — 80-летию Победы. Наконец, юбилей самого художественного руководителя Евгения Писарева, который трудится здесь 15-й по счету год (но его он праздновать не собирается). И это не говоря о круглых датах, связанных с годовщинами работы артистов и сотрудников цеха в театрах. В общем, для театра наступает год, насыщенный праздниками.
В новом сезоне в театре выстраивают связи между прошлым и будущим — этому посвящено большинство событий года. Свою историю пушкинцы знают прекрасно, помнят и чтят ее. Об этом свидетельствуют грядущие события. В фойе театра на втором этаже открылась выставка, посвященная круглым датам Камерного театра и Театра имени Пушкина. Также идет работа над книгой. Как сказал сам худрук, Камерный театр каждое десятилетие выпускал о себе литературный труд, а о пушкинском театре нет ни одной книги. В этом году это исправят. Также Писарев «анонсировал надежду» на то, что к концу сезона удастся поставить памятник важнейшим фигурам в истории Камерного театра Александру Таирову и Алисе Коонен перед фасадом здания: «Если это случится, — с надеждой в голосе говорит Евгений Писарев, — то это должно стать событием не только театральной Москвы». Но и, видимо, всей театральной России.
Череда премьер начнется со спектакля, который снова говорит о трепетном отношении театра к своей истории. В сентябре покажут обновленную версию спектакля-долгожителя, который худрук называет визитной карточкой театра, — «Мышеловка», постановкой занимается Надежда Аракчеева.
«В театрах хотят сласти, а ведь нужен и черный хлеб, — объясняет Писарев. — «Мышеловка» — это черный хлеб театра. Многие спектакли, которые были одарены премиями, ушли со сцены. А «Мышеловка» живет!»
В день 110-летия Камерного театра, 25 декабря, будет премьера в постановке самого худрука — спектакль «Плохие хорошие» по мотивам комедии Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир».
К марту Игорь Теплов готовит «Визит старой дамы», а затем покажут шекспировскую «Бурю» в постановке Николая Рощина. А к 80-летию Победы сам худрук обещает необычную и очень личную премьеру, название которой на данный момент неизвестно, — спектакль-концерт, сотканный из личных историй артистов театра, связанных с Великой Отечественной войной. Сам Писарев поделился пронзительной подробностью о том, что его дедушка погиб 29 июня 1941 года — едва война началась.
«Мне кажется, что нам необходимо очень личное высказывание о войне, о том, что затронуло каждую семью, — поясняет Писарев, — сейчас многие обращаются к пьесам Симонова и других авторов. Но мне бы очень хотелось, чтобы артисты нашего театра рассказывали и вспоминали о своих личных потерях — матерях, отцах, бабушках, дедушках, которые прошли Великую Отечественную войну. Это не концерт с песнями, но и рассказывать мы будем не чужие истории».
На сцене филиала анонсировали пять вечеров — пять спектаклей, посвященных разным периодам в истории Театра имени Пушкина (и снова мостик из прошлого к настоящему!). Худрук выразил надежду на то, что эти спектакли, возможно, станут основой юбилейного вечера на Основной сцене, который проведут в начале следующего сезона. А вот что это за спектакли, осталось загадкой.