Срочные новости раздела
Егору Летову 10 сентября - 60: не «исполнилось бы», а исполняется

Егору Летову 10 сентября - 60: не «исполнилось бы», а исполняется

Неизбежный вопрос, штампованное развлечение под юбилей: а вот был бы сейчас жив имярек, чтобы он сказал, на чьей стороне был? В случае Летова, я знаю, на чьей он стороне.

Лютая совершенно антисоветчина 80-х с идеально демшизовыми словесными оборотами (первый проект Летова вообще назывался «Посев» - здесь старички-либералы должны прослезиться) не осталась не замечена. Летова принудительно поместили в психушку, где, как он сам потом вспоминал, он был «на «усиленном обеспечении», на нейролептиках». Его закалывали галоперидолом и привязывали к кровати, когда от лекарств начинались конвульсии. Три долгих зимних месяца. «В какой-то момент я понял — чтобы не сойти с ума, я должен творить. Я целый день ходил и сочинял: писал рассказы и стихи».

А потом по стране загремело «Все идет по плану». Символ разрыва между чиновничьим официозом и реальностью. Актуальный по сути и сейчас символ, несмотря на анахронизмы в тексте. Ярость, протест, КГБ-рок, лед под ногами майора (а кто в молодости не был радикалом?) – все это шло вместе с перестройкой, но не параллельно ей, а перпендикулярно. Потому что Летов прозревал, что заявленная свобода, это «очередь за солнцем на холодном углу».

А так и вышло. И в 1993 году практически на баррикадах Летов пел: «Вижу, как из пепла восстаёт моя Родина! Слышу, как поёт моя советская Родина!». (Затем участвовал вместе с Лимоновым и Удальцовым в создании запрещенной ныне Национал-большевистской партии.) Человек, которого запрещала советская власть, которого советская власть поместила в психбольницу и фактически пытала там, сказал: «Я — советский националист. Родина моя — СССР. СССР — это первый и великий шаг вдаль, вперед, в новое время, в новые горизонты. СССР — это не государство, это идея, рука, протянутая для рукопожатия, и слава и величие России в том, что она впервые в истории человечества взяла на себя горькую и праведную миссию: прорыв сквозь тысячелетнее прозябание и мракобесие, одиночество человека к великому единению — к человечеству». (Ничего из современного, многополярного, не напоминает?)

Но пластмассовый мир победил. Кому стал нужен ломтик июльского неба? В 1998 году Летов скажет: «Советский Союз я защищаю до смерти. Это была моя Родина. Сейчас я живу Бог его знает где. Нас посетила какая-то чума. Но она скоро закончится. Самое главное оружие — это терпение. Нужно терпеливо воевать, не принимать, и постоянно гадить этой чуме. Пока она не сломается». Так, сквозь сопящие в горле комья воспоминаний, прозвучит голос поколения. Еще не знающего – скоро не закончится.

А потом будет альбом «Звездопад»: перепетые Летовым советские песни, надоевшие своей навязчивостью со времен радиоточек на советских кухнях, вдруг обретут новую жизнь. И на сломе веков опять затеплится надежда, что пионеры еще вернутся в занесенный по грудь пылью тягучей город детства, сойдут на дальней станции, шагнут в траву, как в море, босиком, а на небосклоне привычных квартир вновь загорится звезда Альтаир.

Потом будет реанимация у Летова и альбом «Реанимация» и горькие, злые строки песни «Чужое»: «В тебя доверчивого плюнет с неба мразь, Ветра, часы и телефоны сменят власть, Твоё утраченное время не придёт, Оно чужое — у тебя лишь только имя своё». Все давно чужое, все давным-давно не свое. Тяжелое осознание.

«Когда я умер, не было никого, кто бы это опроверг». Летов очень гордился этим своим стишком. В 2008 году никто не опроверг, что Егор, по собственному определению «христианин всех религий», ушел к Господу. Ушел, но не умер.

Иней, словно сердобольный смех, продолжит валиться на русское поле экспериментов. И вместе с Летовым мы будем идти в тишине, туда, послушная Офелия плывет на восток, где вечная весна в одиночной камере, где Незнайка платит за свои вопросы, где ходит дурачок по небу, где летят качели без пассажиров, где вечность пахнет нефтью…

Я знаю, с кем сейчас Летов. В «Солнцевороте» он пел: «Ливнем косым постучаться в нашу дверь, Гневные вёсны, веселые войска, Однажды, только ты поверь, маятник качнется в правильную сторону…».

Маятник качнулся.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...