Срочные новости раздела
Эхо фестиваля Сергея Безрукова зазвучало над Волгой

Эхо фестиваля Сергея Безрукова зазвучало над Волгой

В Нижнем Новгороде невероятной красоты закаты: небо над Волгой все как будто залито малиновым соком, в который постепенно кто-то коварно подливает и подливает синих чернил. И так до тех пор, пока небо не станет черным и не сольется с чернотой волжской воды.

Но это все лирика. У Большого детского фестиваля с утра деловой настрой: в местном ТЮЗе развернулась режиссерская лаборатория, на которой три молодых режиссера показали эскизы спектаклей. Эскизы, надо понимать, не просто там отрывочки, а  мини-спектакли на час, которые рассчитывают получить шанс воплотиться в полноценные сценические произведения и встать в афишу театра. 

Эскизы играют на малой и большой сценах Нижегородского ТЮЗа и непременно со зрителями (в данном случае – аудитория возраста 8+), потом с ними же еще и обсуждают увиденное. И  по активности  школяров становится понятно: попали режиссеры или промахнулись. Впрочем, последний глагол, здесь явно неуместен, и реакции юного зрителя только подтверждают степень успеха или интереса. 

Первый лабораторный опыт, показанный Константином Соя, имеет интригующее название: «Обнимательная машина». Драматург Рита Кадацкая сочинила свою историю на основе другой, вполне реальной и весьма необычной, случившейся с известным американским ученым, зоологом Мэри Тэмпл Грандин. Сегодня ее имя известно во всем мире. Это она изобрела «обнимательную» машину для аутистов. Она сама страдала с детства этим заболеванием, однако оно не только не помешало ей сделать успешную карьеру, но и смогло помочь обычным людям лучше понять тех, кто отличается от них. Мэри Темпл не терпела объятий людей, одновременно нуждаясь в них, поэтому придумала и собрала специальный аппарат, который создает эффект объятий, исключая присутствие рядом людей. Оказалось, что такие машины помогали легче переносить нервозность аутистам, социопатам и  успешно использовались в животноводстве, на фермах крупного рогатого скота.

Русский вариант этой истории исключил всяческий медицинский диагноз у героини. Есть вполне здоровая девочка Поля – типичное дитя нашего времени: вместо кукол у нее гаджеты, в которых она делает свои прикольные сториз. Родители ее отправляют в деревню к дальней родственнице отца, чтобы Поля развивала свою личность, а та вместо работы над собой обосновалась в коровнике, поскольку только там нашла существо, с которой не проявлялась ее немотивированная агрессия – корову Лушу. Только в компании парнокопытного, используя обнимательную машину, городская девочка мягчала, становилась  собой,  и они обе улетали в мир, далекий от реальности. Со всеми остальными модель поведения Поли носила агрессивный или деловой  характер, причиной которой – к гадалке не ходи – было одиночество в супертехнологичном и визуализированном мире. 

Строя свой эскиз, Константин Соя сознательно использовал язык общения современных детей – гаджеты и видео, в чем ему умело помогла режиссер по мультимедиа Вика Бессмертная. Поля общалась с мамой и папой посредством видео, так же как и они – с ней. Когда девочке нечего делать, она зависает в айфоне, который тут же транслирует на экране видео игру с гусями и утками. Мультимедиа в эскизе усугубляется терминологией психоанализа, что местами и забавно. Хотя на протяжении часа меня не оставляла мысль: 9-летние дети вряд ли так продвинуты по части психологии и построения бизнеса – вредная девчонка  деловито пыталась приторговывать возможностями обнимательной машины. С фантазиями автора режиссер поработал слабо, но к плюсам показанного эскиза  можно отнести  хорошее чувство ритма, умение  работать с актерами – роли получились довольно-таки колоритные и запоминались: что главные, что второго или третьего плана. Особенно хороша была корова Луша – стройная, на высоченных шпильках и в длинном черном платье, отделанном элегантными воротником и манжетами из капрона. 

Что удивительно, но на обсуждении младшие школьники проявили интерес совсем не к теме  личностного роста, видео и гаджетам, а также идее, как из всего извлекать материальную выгоду. Они выстроились в очередь на тестирование обнимательной машины, представленной на сцене в виде обычного ящика, встав на который, можно  было действительно обняться с Лушей, прижимаясь к стройной и обаятельной скотине. 

Тягу детей к живому, а не цифровому, искусственному, без которого ни они, ни их родители больше не мыслят своего существования, предательски показал эскиз актрисы питерского театра «Мастерская» Дарьи Завьяловой – «Сказки на коре» по произведению Нины Дашевской («Квартетные сказки»). Даша ни на секунду не допустила цифровизации театра: «Сказки» ее от начала до конца оказались рукотворными. Вначале девочка Женя, которая учится в музыкальной школе играть на скрипке, переезжает с родителями в другой город, где все хорошо, но… ни как дома. Проблемы с коммуникацией в музыкалке приводят к тому, что ее единственным другом становится ореховое дерево. Звучит диковато: дерево, и на тебе – друг (вариант – если друг оказался деревом?), но в работе у Завьяловой это выглядит так естественно, будто друзья подобного рода у нас – обычное дело. Возможно, потому, что  орех этот – не декорация какая-нибудь или его видеоизображение, а солидного вида господин, похожий на кого угодно (музыкант, доктор, учитель), но не на представителя флоры. Сидит себе вальяжный такой, в костюмной двойке, на парковой скамеечке и слушает душевные излияния девочки в красном берете. Видимо, больше некому ей о своих детских переживаниях поведать. 

И вот они уже оба сочиняют увлекательную сказку про карликового слона (обаятельная актриса, и тоже в красном берете), учившегося играть на скрипке, но сбежавшего в лес, где, пройдя ряд приключений, обрел друзей – носорога, зайца и дракона. И вместе они составили квартет, исполняющий сочинение  гения итальянской киномузыки Нино Рота. 

Эту историю рассказали с  легкостью, фантазией, но при этом просто, и простота эта была сродни… ну разве что  воздуху. Яркий театральный воздух с хорошим вкусом оформила Анастасия Козьменко. И самое главное – в эскизе не наблюдалось никакой массовки, каждый из шести артистов сыграл полновесную роль. 

Простой и пронзительный спектакль спровоцировал детей на откровенный разговор. Их не надо было просить высказываться: они рвали друг у друга микрофон, чтобы эмоционально, порой со слезами в голосе, рассказать о том, кто на самом деле помогает им справиться с проблемами, кто утешает, когда больно и грустно. Удивительно – ни один не вспомнил родителей или даже дальних родственников: их лучше всех понимали и понимают кошки, собачки... Вот оно, неосознанное ещё детское одиночество. И за обозначенную сказкой проблему – авторам двойной респект. 

Третий эскиз – единственный – вывели на большую сцену, и он был сделан по старинной сказке «Черная курица» Антония Погорельского (Алексей Перовский), который чуть ли не двести лет назад тоже, можно сказать, затронул тему детского одиночества. У мальчика Алеши в пансионе другом была не корова, а всего лишь курица Чернушка, оказавшаяся ни много ни мало придворным министром. В работе Екатерины Шиховой были интересные находки (скажем, построение мизансцены в духе балета «Лебединое озеро»), но которые, увы, не сложились в целостную заявку,  носили скорее характер случайного озарения.

Как бы там ни было, но такая лабораторная работа, показавшая трех разных режиссеров, три разных подхода к драматургическому и литературному материалу, крайне полезны для труппы театра. К тому же они стали увертюрой фестиваля творческого поиска – ярких спектаклей, талантливых людей.

И вот итог лаборатории БДФ: победителем становится  эскиз «Сказки на коре», который вскоре превратится в премьерный спектакль  Нижегородского ТЮЗа. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...