Срочные новости раздела
Лучшая труппа Эмиля Верника: театр у микрофона

Лучшая труппа Эмиля Верника: театр у микрофона

Долгие годы была прекрасная традиция во многих домах — по вечерам в будние дни слушать всей семьей радиоспектакли. «В эфире — театр у микрофона» — эти священные слова настраивали на определенную магию. А после спектакля диктор произносил: «Режиссер — Эмиль Верник». Созданные им радиоспектакли вошли в золотой фонд отечественного радио. «Война и мир» Толстого, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Медный всадник» Пушкина, «Вечный зов» Иванова, «Жди меня» Симонова, «Судьба» Проскурина… Многие постановки Верника — это многосерийные радиоспектакли.

В середине 70-х писатель Юлиан Семенов предложил Эмилю записать на радио продолжение «Семнадцати мгновений весны» — радиоспектакль по роману «Приказано выжить». Любопытно, что премьера радиоспектакля состоялась на следующий день после повторного показа «Семнадцати мгновений» на Первом канале. Главные роли в радиоспектакле сыграли Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой и другие участники «Семнадцати мгновений весны». Кстати, с легкой руки Эмиля Верника Вячеслав Тихонов стал довольно много работать на радио.

Александр Ширвиндт как-то пошутил, когда Верник назвал его своим любимым актером: «Есть актеры, которых ты любишь, а есть такие, которых занимаешь в своих радиоспектаклях». Верник действительно создал свой уникальный театр — «театр у микрофона», где собрал лучшую труппу, которой не мог похвастаться ни один театр в стране. В «труппу» Верника мечтали попасть многие, а попадали лучшие из лучших: Олег Ефремов и Татьяна Доронина, Иннокентий Смоктуновский и Марина Неелова, Андрей Миронов и Алина Покровская, Вера Марецкая и Юрий Богатырев, Алексей Баталов и Ирина Муравьева, Игорь Костолевский и Ольга Остроумова, Василий Бочкарев и Вячеслав Невинный, Александр Калягин и Олег Басилашвили, Олег Борисов и Ольга Яковлева, Михаил Козаков и Вера Васильева, Юлия Борисова и Олег Даль, Михаил Ульянов и Армен Джигарханян и многие-многие другие, весь цвет отечественного театра. Причем все они соглашались работать на радио только при условии, если режиссером спектакля будет Эмиль Верник, — такова сила безусловного авторитета его имени и таланта.

Благодаря Эмилю Вернику многие мастера осуществили свои творческие желания. Например, Юрий Завадский, легендарный театральный режиссер, записал с Верником главы из «Евгения Онегина», а Юрий Левитан, с которым Эмиль Григорьевич близко дружил, — серию поэтических произведений советских авторов. Благодаря Вернику Татьяна Доронина записала главы «Анны Карениной» и сыграла выдающуюся актрису Веру Комиссаржевскую в радиоспектакле «Старинный романс», а Олег Ефремов записал главы из «Мастера и Маргариты». Благодаря Вернику работу у микрофона полюбила уже в зрелом возрасте великая Вера Марецкая. Блистательный радиоспектакль с ней и Ростиславом Пляттом «Чашка чая с лимоном» — образец тончайшего юмора на радио.

Эмиль Верник воспитал целую плеяду молодых актеров, будучи деканом Школы-студии МХАТ (преподавать его пригласил Олег Табаков), привил им высокий вкус к художественному слову. Его занятия в разделе «Актер у микрофона» с удовольствием (в чем они признавались позже) посещали студенты Школы-студии Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Олеся Судзиловская, Ирина Апексимова, Филипп Янковский… Всех их ожидала не только теория, но и «взрослое» приглашение на радио. Например, Машков, еще будучи студентом, записал на Всесоюзном радио сложнейший рассказ А.Куприна «Гамбринус». У Эмиля Верника было чутье на талант. Гоша Куценко любит вспоминать, как Верник поверил в него, студента, у которого поначалу были серьезные проблемы со сценической речью, и эта вера помогла ему обрести себя в профессии.

Эмиль Верник — единственный режиссер в истории радио, удостоенный звания народного артиста России.

Начинал Эмиль Верник свою жизнь на радио в научно-популярной редакции. Он вспоминал, как сразу после полетов в космос именно к нему в студию приезжали на эфир Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и другие космонавты. Он и сам был, по сути, Гагариным нашего отечественного радиовещания.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...