Срочные новости раздела
«Пьер недостаточно толст»: китайцы высоко оценили «Войну и мир» театра Вахтангова

«Пьер недостаточно толст»: китайцы высоко оценили «Войну и мир» театра Вахтангова

Театральному полотну по роману-эпопее графа Толстого идеально соответствует и масштаб здания местного театра, построенного Зихой Хадидом. Оно само как произведение высочайшего искусства в окружении небоскребов. Великий иракский архитектор, чей проект в 2002 году победил в международном конкурсе, задумал его как две скалы, смытые Жемчужной рекой. А отдельно стоящий бетонный зрительный зал, что расположен в гранитном, покрытом стеклом стальном каркасе, вообще строили пять лет.

Этот исполнительский центр входит в тройку крупнейших театров страны наряду с Национальным центром исполнительских искусств в Пекине и Шанхайским большим театром. Он не имеет своей труппы и, как большинство театральных зданий в стране (в одном Гуанчжоу их около ста), используется как прокатная площадка. В большом зале на 1600 мест пройдут четыре показа спектакля из России «Война и мир». В Москве его ставят в афишу четыре раза в месяц, а в каждом из трех городов Поднебесной играют аж четыре дня кряду.

— Это трудно, тяжело? — спрашиваю я Евгения Князева. Здесь его, судя по отзывам в соцсетях, воспринимают как артиста-тяжеловеса.

— Нет, — коротко отвечает Евгений Владимирович, — мне не тяжело.

— Но согласитесь, драма — это не мюзикл, где техничность артистов, доведенная до автоматизма, решает все, гарантирует успех. А в драматическом произведении количество не может не отражаться на качестве игры...

— Дело тут не в автоматизме, потому что каждый раз получается другой спектакль. Скажешь слово по-другому или партнер посмотрел на тебя не как вчера — и ты сам уже реагируешь не как вчера. Да вот хотя бы здесь, когда в Шанхае мы играли… У меня в одной сцене есть схожие слова: «Болит, душа болит…» — и дальше, через чужой текст: «Телу тяжело, а духу еще тяжелее» — все в этом духе. А я посмотрел на дочь свою — княжну Марью (Катю Крамзину) и промахнул целый кусок. Она мне потом сказала, что я пропустил кусок текста и только про «болит, болит…» сказал. Или слышу, как у Юры Поляка (князь Андрей) голос подсел, — и сам я уже чуть ниже говорю. И спектакль чуть иначе пошел. Для меня…

Накануне семь исполнителей главных ролей в «Войне и мире» приехали в Оперный театр, где встретились с фанатами театра Вахтангова. Малый зал, рассчитанный мест на 300, забит, и, что особенно удивило, молодыми людьми.

Лев Толстой писал свой роман-эпопею почти пять лет, Туминас репетировал спектакль почти пять месяцев, а спектакль идет почти пять часов. «Случайных совпадений не бывает», — открыл встречу директор Вахтанговского Кирилл Крок.

При виде «биткового» зала даже подумалось: «Может, студентов организаторы нагнали?» — «Никого мы не нагоняли, — объяснила продюсер Файн Джин, которая много лет работала в государственной концертной организации — аналоге нашего Госконцерта. — У нас в театр ходит много молодых. А у вас, когда мы приезжали в театр Вахтангова, видели вашу публику: она старше. Но здесь, после того как ваш «Евгений Онегин» был два раза, зрители прям пошли на спектакли Туминаса, и именно молодые. Даже не знаю, с чем это связано. Здесь и «Бесы» были (реж. Юрий Любимов»), и «Маскарад», но «Онегин»… он как душу очищает. Так мне зрители говорили».

Со слов Файн Джин, роман в стихах Пушкина здесь знают больше, чем роман Толстого, — его читали меньше. Что тут же и подтвердилось, когда Андрей Ильин (он играет князя Василия Ростова) задал вопрос фанатам: «Кто из вас читал роман?» — на весь зал не более десятка рук.

Любопытно, что в Шанхае, откуда театр Вахтангова начал тур, совпавший с днем рождения русского классика, знакомых с романом зрителей оказалось больше. «Но Шанхай в культурном отношении более культурный город», — объясняют мне организаторы. И в правоте этих слов я убеждаюсь, когда фанаты начали задавать вопросы. Один из них задала молодая женщина, которая так и сказала: «А мой второй вопрос — от друга из Шанхая. Почему не главная героиня Наташа, а Вера, которая выросла в семье Ростовых и у которой почти нет слов, проходит через весь спектакль?» Ирина Купченко (графиня Ростова) пояснила, что это «прием режиссера, что он так видел этот персонаж — вне логики». «Это у нас называется «рисунок роли».

Ксению Трейстер, исполнительницу как раз роли Наташи Ростовой, спрашивали, как меняется ее героиня. Вопрос, адресованный Денису Самойлову, который сменил Павла Попова в роли Пьера Безухова, улетевшего в Москву после шанхайского блока, показал погруженность китайского зрителя в предмет. Молодой человек уточнил: «Пожар в Москве — это точка изменения характера у Пьера?»

Китайские барышни больше всех влюблены в князя Андрея (Юрий Поляк) — ему достается больше всех аплодисментов, его, как говорится, рвут на части, чтобы взять автограф и сфотографироваться. Он действительно великолепен в этой роли: при точеной военной выправке, красивом голосе нет-нет да и прорвется мятущаяся, страдающая душа. Юра рассказывает, как работал над ролью:

— Римас Владимирович очень нестандартно разобрал образ Андрея. Со времен школы Андрей Болконский для меня был таким романтическим героем, а режиссер сказал, что Болконский — отрицательный герой, в противовес Пьеру Безухову. Когда Андрей сказал Наташе, что ей надо ждать год, он не понял Наташу и не понял жизнь по-настоящему. Амбиции, гордость есть, но он не умеет любить. Он бы и хотел, и хочет, но не может — и от этого сам мучается и только в конце жизни понимает, что такое любить другого человека, любить жизнь. Что любовь и есть самое главное.

О своем опыте работы с Туминасом, который в Китае остается колоссальной фигурой (поставил здесь два спектакля), по просьбе участников встречи рассказывали многие артисты, но мне запомнилась одна история — ее поведал Денис Самойлов:

— Молодыми мы репетировали, не помню, что это была за работа. Одному артисту нужно было просто пройти из одной кулисы в другую, просто пройти. И тот все спрашивал, с каким настроением ему идти, ну не понимал. И тогда Римас сказал ему: «Представь, что ты маленький, идешь и держишь на голове целую деревню. И тебе надо идти так осторожно, чтобы не уронить ни одного дома, речку и не потревожить ни одного человека...»

Социальные сети в Китае, которые, как и во всем мире, многое определяют, полны отзывов о «Войне и мире». Вот некоторые из них: «Спектакль трогает душу не меньше, чем оригинальное произведение, оставшееся на сцене таким же легким, подвижным и свободным». «Я не ожидал столь легкого, фантазийного реализма, хотя, может, ему не хватает самой малой толики величия и торжественности. Андрей не так холоден и высокомерен, как ожидалось; Пьер (в данном случае Павел Попов. — М.Р.) недостаточно толст и иногда кажется слишком глупым, но я думаю, что он не глуп, а проявляет сочувствие и честность из-за своей щедрости и доброты». «Мой любимый персонаж — старый князь Болконский в исполнении Евгения Князева, это действительно шедевр!». «Единственным недостатком было то, что китайские субтитры снова вышли из строя, как и ожидалось. К счастью, на этот раз восстановление произошло относительно быстро. В целом можно сказать, что это был очень интересный и полезный вечер».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...