Срочные новости раздела
«Пьер недостаточно толст»: китайцы высоко оценили «Войну и мир» театра Вахтангова

«Пьер недостаточно толст»: китайцы высоко оценили «Войну и мир» театра Вахтангова

Театральному полотну по роману-эпопее графа Толстого идеально соответствует и масштаб здания местного театра, построенного Зихой Хадидом. Оно само как произведение высочайшего искусства в окружении небоскребов. Великий иракский архитектор, чей проект в 2002 году победил в международном конкурсе, задумал его как две скалы, смытые Жемчужной рекой. А отдельно стоящий бетонный зрительный зал, что расположен в гранитном, покрытом стеклом стальном каркасе, вообще строили пять лет.

Этот исполнительский центр входит в тройку крупнейших театров страны наряду с Национальным центром исполнительских искусств в Пекине и Шанхайским большим театром. Он не имеет своей труппы и, как большинство театральных зданий в стране (в одном Гуанчжоу их около ста), используется как прокатная площадка. В большом зале на 1600 мест пройдут четыре показа спектакля из России «Война и мир». В Москве его ставят в афишу четыре раза в месяц, а в каждом из трех городов Поднебесной играют аж четыре дня кряду.

— Это трудно, тяжело? — спрашиваю я Евгения Князева. Здесь его, судя по отзывам в соцсетях, воспринимают как артиста-тяжеловеса.

— Нет, — коротко отвечает Евгений Владимирович, — мне не тяжело.

— Но согласитесь, драма — это не мюзикл, где техничность артистов, доведенная до автоматизма, решает все, гарантирует успех. А в драматическом произведении количество не может не отражаться на качестве игры...

— Дело тут не в автоматизме, потому что каждый раз получается другой спектакль. Скажешь слово по-другому или партнер посмотрел на тебя не как вчера — и ты сам уже реагируешь не как вчера. Да вот хотя бы здесь, когда в Шанхае мы играли… У меня в одной сцене есть схожие слова: «Болит, душа болит…» — и дальше, через чужой текст: «Телу тяжело, а духу еще тяжелее» — все в этом духе. А я посмотрел на дочь свою — княжну Марью (Катю Крамзину) и промахнул целый кусок. Она мне потом сказала, что я пропустил кусок текста и только про «болит, болит…» сказал. Или слышу, как у Юры Поляка (князь Андрей) голос подсел, — и сам я уже чуть ниже говорю. И спектакль чуть иначе пошел. Для меня…

Накануне семь исполнителей главных ролей в «Войне и мире» приехали в Оперный театр, где встретились с фанатами театра Вахтангова. Малый зал, рассчитанный мест на 300, забит, и, что особенно удивило, молодыми людьми.

Лев Толстой писал свой роман-эпопею почти пять лет, Туминас репетировал спектакль почти пять месяцев, а спектакль идет почти пять часов. «Случайных совпадений не бывает», — открыл встречу директор Вахтанговского Кирилл Крок.

При виде «биткового» зала даже подумалось: «Может, студентов организаторы нагнали?» — «Никого мы не нагоняли, — объяснила продюсер Файн Джин, которая много лет работала в государственной концертной организации — аналоге нашего Госконцерта. — У нас в театр ходит много молодых. А у вас, когда мы приезжали в театр Вахтангова, видели вашу публику: она старше. Но здесь, после того как ваш «Евгений Онегин» был два раза, зрители прям пошли на спектакли Туминаса, и именно молодые. Даже не знаю, с чем это связано. Здесь и «Бесы» были (реж. Юрий Любимов»), и «Маскарад», но «Онегин»… он как душу очищает. Так мне зрители говорили».

Со слов Файн Джин, роман в стихах Пушкина здесь знают больше, чем роман Толстого, — его читали меньше. Что тут же и подтвердилось, когда Андрей Ильин (он играет князя Василия Ростова) задал вопрос фанатам: «Кто из вас читал роман?» — на весь зал не более десятка рук.

Любопытно, что в Шанхае, откуда театр Вахтангова начал тур, совпавший с днем рождения русского классика, знакомых с романом зрителей оказалось больше. «Но Шанхай в культурном отношении более культурный город», — объясняют мне организаторы. И в правоте этих слов я убеждаюсь, когда фанаты начали задавать вопросы. Один из них задала молодая женщина, которая так и сказала: «А мой второй вопрос — от друга из Шанхая. Почему не главная героиня Наташа, а Вера, которая выросла в семье Ростовых и у которой почти нет слов, проходит через весь спектакль?» Ирина Купченко (графиня Ростова) пояснила, что это «прием режиссера, что он так видел этот персонаж — вне логики». «Это у нас называется «рисунок роли».

Ксению Трейстер, исполнительницу как раз роли Наташи Ростовой, спрашивали, как меняется ее героиня. Вопрос, адресованный Денису Самойлову, который сменил Павла Попова в роли Пьера Безухова, улетевшего в Москву после шанхайского блока, показал погруженность китайского зрителя в предмет. Молодой человек уточнил: «Пожар в Москве — это точка изменения характера у Пьера?»

Китайские барышни больше всех влюблены в князя Андрея (Юрий Поляк) — ему достается больше всех аплодисментов, его, как говорится, рвут на части, чтобы взять автограф и сфотографироваться. Он действительно великолепен в этой роли: при точеной военной выправке, красивом голосе нет-нет да и прорвется мятущаяся, страдающая душа. Юра рассказывает, как работал над ролью:

— Римас Владимирович очень нестандартно разобрал образ Андрея. Со времен школы Андрей Болконский для меня был таким романтическим героем, а режиссер сказал, что Болконский — отрицательный герой, в противовес Пьеру Безухову. Когда Андрей сказал Наташе, что ей надо ждать год, он не понял Наташу и не понял жизнь по-настоящему. Амбиции, гордость есть, но он не умеет любить. Он бы и хотел, и хочет, но не может — и от этого сам мучается и только в конце жизни понимает, что такое любить другого человека, любить жизнь. Что любовь и есть самое главное.

О своем опыте работы с Туминасом, который в Китае остается колоссальной фигурой (поставил здесь два спектакля), по просьбе участников встречи рассказывали многие артисты, но мне запомнилась одна история — ее поведал Денис Самойлов:

— Молодыми мы репетировали, не помню, что это была за работа. Одному артисту нужно было просто пройти из одной кулисы в другую, просто пройти. И тот все спрашивал, с каким настроением ему идти, ну не понимал. И тогда Римас сказал ему: «Представь, что ты маленький, идешь и держишь на голове целую деревню. И тебе надо идти так осторожно, чтобы не уронить ни одного дома, речку и не потревожить ни одного человека...»

Социальные сети в Китае, которые, как и во всем мире, многое определяют, полны отзывов о «Войне и мире». Вот некоторые из них: «Спектакль трогает душу не меньше, чем оригинальное произведение, оставшееся на сцене таким же легким, подвижным и свободным». «Я не ожидал столь легкого, фантазийного реализма, хотя, может, ему не хватает самой малой толики величия и торжественности. Андрей не так холоден и высокомерен, как ожидалось; Пьер (в данном случае Павел Попов. — М.Р.) недостаточно толст и иногда кажется слишком глупым, но я думаю, что он не глуп, а проявляет сочувствие и честность из-за своей щедрости и доброты». «Мой любимый персонаж — старый князь Болконский в исполнении Евгения Князева, это действительно шедевр!». «Единственным недостатком было то, что китайские субтитры снова вышли из строя, как и ожидалось. К счастью, на этот раз восстановление произошло относительно быстро. В целом можно сказать, что это был очень интересный и полезный вечер».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...