Срочные новости раздела
Символ Москвы: «Аронов мог быть не менее популярным, чем Евтушенко и Вознесенский»

Символ Москвы: «Аронов мог быть не менее популярным, чем Евтушенко и Вознесенский»

— Олег Никитьевич, то, что Аронов — подлинный поэт, доказывать не нужно, в поэзии вообще доказательства не работают. Но как все-таки вывести формулу его «настоящности»?

— У него очень узнаваемая интонация, совершенно свой голос. Есть разные определения поэзии, одно из них — «поэзия — это сопряжение далековатых понятий». У Аронова такое сопряжение все время присутствует. И есть естественная парадоксальность (вспомните пушкинское «гений — парадоксов друг»). Например, строчки, сразу заставляющие задуматься:

Когда нас Сталин отвлекал

От ужаса существованья...

А вот еще одно определение поэзии — от Варлама Шаламова: «Стихи — это боль и лекарство от боли,/И — если возможно — игра». У Аронова есть и первое, и второе, и третье.

Он, кстати, был первым настоящим поэтом, с которым я познакомился. Тогда мои стихи опубликовали в «Алом парусе» «Комсомольской правды», и Юра Щекочихин, который был «капитаном» «Паруса», решил, что меня надо обязательно «показать» Аронову.

В общем, я оказался в «МК». Саша Аронов к тому времени мои стихи уже прочитал и, что называется, мне меня объяснил.

А от редакции до станции метро «Чистые пруды» я летел на крыльях, даже стишок по дороге написал — несколько в ароновском роде.

— Какое из его стихотворений вам ближе всего как поэту и современнику?

— Я не могу назвать одно, их несколько, например, «Когда горело гетто…», «Кьеркегор и Бог».

Или вот такое:

Ни на кого нельзя смотреть снаружи —

Единственный закон земли Мальбек.

Базар, толпа, случайный человек —

Ни ты ему, ни он тебе не нужен.

На тамошних калек и не калек

Поднять глаза — нет оскорбленья хуже...

Также нельзя не вспомнить много объясняющее в его судьбе стихотворение:

Отсвет имени на строчке

В сотни раз прекрасней слова.

Я ничем вам не помог, мои слова,

Чтобы вам не сгинуть снова,

Не пропасть поодиночке,

Друг за друга вы держитесь, как трава...

Аронов был одного поколения с Евтушенко и Вознесенским и мог быть не менее популярен, чем они, если бы иначе все сложилось, если бы он не попал в опалу в юности.

— После публикации в «Синтаксисе»?

— Да, в первом альманахе, который издавал еще до Синявского и Розановой Алик Гинзбург. Там напечатали такие стихи:

Посредине дня

Мне могилу выроют.

А потом меня

Реабилитируют.

Спляшут на костях,

Бабу изнасилуют,

Потом — простят,

А потом — помилуют.

Скажут: срок ваш весь,

Что-нибудь подарят…

Может быть, и здесь

Кто-нибудь ударит.

Будет плакать следователь

На моем плече.

Я забыл последовательность:

Что у нас за чем.

Они сыграли роковую роль. После них его нигде не печатали, а первая книга вышла, когда Аронову было уже за пятьдесят.

Но это не мешало ему радоваться чужим стихам и успехам, он стал учителем для многих — Евгения Бунимовича, Андрея Чернова, Александра Еременко, Ивана Жданова, для вашего покорного слуги и других теперь известных поэтов.

При этом у нас выходили книжки, а у него все не было и не было. И только в 1987 году увидел свет в «Советском писателе» «Островок безопасности».

— Меня удивляет, что в «Синтаксисе» Гинзбурга вышли подборки Окуджавы, Ахмадулиной, потом Кушнера и Рейна, но никто не платил за этот «антисоветский проступок» столь большую цену.

— Помните любимый анекдот Юрия Никулина про два поезда, идущих навстречу друг другу по одной колее? Они почему-то не встретились. Почему? Не судьба.

— У вас есть дома какие-то вещи, подарки Аронова, что-то, помимо подписанных им книг, на что легло его прикосновение?

— Книги, конечно, есть. Но, пожалуй, больше ничего.

— Каждое последующее поколение писателей стоит на плечах титанов. Если это так, на чьих плечах стоит Александр Аронов?

— У него есть безусловное родство с Ходасевичем. Пожалуй, еще с Георгием Ивановым...

— То, что Аронов всю жизнь работал журналистом (в «МК» — 35 лет!), помогло ему или помешало как поэту?

— Помогло. Занятие журналистикой позволяет «выпускать пар» и не писать чисто публицистических стихов, которые к поэзии имеют весьма косвенное отношение.

— Читали ли вы его газетные материалы, ждали ли из печати номер «Московского комсомольца» с рубриками Аронова?

— Конечно, читал — в них он опять же остроумен и парадоксален. И всегда интересен.

Мне тут вспомнилось: когда Сашу хоронили, панихида проходила в ЦДЛ. Я приехал туда со своей женой Анной Саед-Шах (ее тоже нет с нами). Она поставила машину напротив ЦДЛ, у бразильского посольства.

Тут же подскочил милиционер со словами, что здесь нельзя парковаться. Я ему отвечаю:

— Знаете, мы приехали на прощание с Ароновым, а тут вся улица забита машинами.

— С кем, с кем прощание?

— С Александром Ароновым.

— Это же мой любимый автор, я все время его колонки читаю.

И разрешил оставить автомобиль там, где мы хотели.

— Профессиональному поэту широкая «народная слава», когда его тексты знают миллионы людей, меньше всего, мне кажется, нужна. Но Аронов получил ее вполне, хотя песня «Если у вас нет собаки» ушла в массы безымянной.

— Аронов был поэтом для определенного круга — журналистов, художников, писателей. Он стал одним из символов Москвы.

Cуществовало много бардовских «самодельных» песен на его стихи. А поскольку журналисты много ездят по стране, их пели в каких-то компаниях, и все это распространялось еще так.

То есть не на магнитофонных бобинах, как было с Высоцким.

А что касается самой знаменитой песни на стихи Аронова, то благодаря «Иронии судьбы…» ее действительно знают миллионы людей, поскольку фильм крутят каждый год. Но вы правы, о том, что она именно Аронова, вряд ли многие догадываются.

Также вошла в обиход фраза из стихотворения Саши «Остановиться, оглянуться…» (читает стихотворение полностью по памяти. — И.В.). Леонид Жуховицкий даже книгу назвал по этой строчке, также она «прозвучала» в бесконечном числе газетных и журнальных заголовков.

— Вы знаете наизусть много стихотворений Аронова?

— Довольно много, штук, наверно, тридцать. Но я их, конечно же, не учил. Они сами стали элементами сознания.

— Читатели, а точнее, слушатели решили, что песенка про тетю и несчастную собачку — шуточная. А между тем это глубокое произведение, восходящее к традиции Хармса и Олейникова, у которого есть сходная «юмористическая трагика»: «Когда усердно мать хлопочет:/Одеть теплей сыночка хочет,/Чтоб мальчик грудь не застудил,/А мальчик в прорубь угодил».

— Когда вы меня спросили, кому Аронов близок, я хотел сказать и об Олейникове, и о Хармсе.

Это действительно не просто шуточка. «Думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь» — это этическая формула.

— Ваша последняя беседа с Ароновым, последняя встреча, последнее рукопожатие — как это было?

— Он мне позвонил и пригласил на вечер, причем задолго до этого несостоявшегося вечера. Это был последний разговор по телефону.

А при непосредственном общении — о чем только мы не говорили! Между прочим, Аронов был настоящим энциклопедистом и разбирался в самых неожиданных вещах.

Например, выяснилось, что он может обсуждать вопросы, связанные с моей кандидатской диссертацией по прикладной математике. Саша имел представление о размытой логике. Я с ним советовался даже.

— Понятно, что мемориальная табличка установлена в холле редакции «МК» — я мимо нее каждый день прохожу. Но если бы появилась возможность увековечить память об Аронове посерьезнее и как именно — зависело бы лично от вас, что бы вы предложили?

— Назвать улицу его именем.

— Ту, где он жил в Москве?

— Да, наверное. Или в Переделкине, где все улицы носят имена писателей, но пару-тройку из них хорошо бы переименовать.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...