Срочные новости раздела
Актер, который подарил нам Шурика: 25 лет назад не стало Александра Демьяненко

Актер, который подарил нам Шурика: 25 лет назад не стало Александра Демьяненко

Актеры, даже самые известные, катастрофически быстро забываются. Лишь единицы не только остаются в памяти поколения своих ровесников, но их знают и молодые зрители. Александр Демьяненко принадлежит к числу избранных. Он словно бы никуда и не уходил из нашей жизни, поскольку фильмы Леонида Гайдая с его участием — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», где он сыграл Шурика, «Иван Васильевич меняет профессию», где его инженеру-изобретателю была уготована встреча с Иваном Грозным, не сходят с телеэкранов. А были и еще почти 300 кино- и театральных ролей, в каждую из которых он вкладывал душу.

Но его Шурик всех победил, а личность самого актера неразрывна с образом молодого очкарика, вечно попадающего в какие-то передряги и без особых усилий находящего выход из любой ситуации. Сам Александр Демьяненко очень переживал, что, дожив до шестидесяти, так и остался Шуриком, хотя с годами пришло понимание того, что это великое счастье — иметь в арсенале такую роль, которая вызывает у зрителей ассоциации именно с тобой как актером. Так что Демьяненко — вовсе не узник одной роли.

Он всегда воспринимался как ленинградец, хотя родился в Свердловске. Просто почти вся его взрослая жизнь связана с Ленинградом, где он и скончался в 1999 году. Тогда стояла страшная жара, и сердце не выдержало, не дотянуло до операции. На 1 сентября было запланировано коронарное шунтирование. Как вспоминали партнеры Демьяненко по сцене, еще в начале 90-х его спасал нитроглицерин, который приходилось принимать, чтобы доиграть до конца спектакль. Трудные были времена. Люди едва выживали. Многие актеры работали таксистами, что-то продавали. А у Демьяненко все-таки была работа, пусть не такая интенсивная, какой он был достоин.

Он с детства мечтал быть актером, занимался в театральном кружке в местном Доме культуры. Мама будущего актера работала бухгалтером, а отец — режиссером в оперном театре, где Саша проводил немало времени. К тому моменту его родители расстались. У отца была другая семья. А в театре они могли встречаться. Маленький Саша впервые вышел на сцену в опере «Тоска» Джакомо Пуччини. Он появлялся с колокольчиком и звонил. И поскольку это был дебют, разволновался и слишком долго задержался на сцене. Пришлось его уводить.

Окончив школу, 17-летний Демьяненко держал экзамен перед выездной комиссией Школы-студии МХАТ, приехавшей искать талантливых молодых людей в Свердловск. Его не приняли, поскольку Саша был очень стеснительным, но впоследствии это стало частью его актерской природы и привлекало режиссеров. Пришлось поступать на юрфак. Через год Демьяненко поехал в Москву и поступил сразу в два вуза — ГИТИС и Театральное училище им. Щукина, но выбрал ГИТИС. Свою роль тут сыграло и то, что его отец там учился. 

Дебют в кино состоялся, когда Александр учился на втором курсе. Он сыграл гимназиста в фильме «Ветер» Александра Алова и Владимира Наумова. После ГИТИСа поступил в Московский театр им. Вл. Маяковского, где проработал три года, и переехал в Ленинград. И тому было несколько причин. Своего жилья в Москве не было и не предвиделось, а от скитаний по углам актер устал. В Ленинграде пообещали квартиру. Туда он постоянно ездил не только на «Ленфильм», но и к своей будущей жене Марине Скляровой. Когда-то в Свердловске они вместе ходили в театральную студию, а теперь она изучала театроведение в театральном институте.

После успешного кинодебюта Алов и Наумов пригласили Демьяненко в картину «Мир входящему», на роль выпускника Казанского пехотного училища, младшего лейтенанта Шуры Ивлеева (опять Шурик), который прибыл для прохождения службы в последний день войны. У фильма сложная судьба. Какой-то полковник написал на режиссеров донос, обвинил в неверном отражении событий. Полгода картину не могли сдать. Ее тогда принимала министр культуры Екатерина Фурцева. Критики всех мастей, не нюхавшие пороху, обвиняли авторов в том, что война у них «затрапезная», что у солдат грязные шинели. На заседаниях в Главном управлении кинофикации и кинопроката можно было услышать совершенно дикие заявления: «Упрятать такой фильм подальше вместе с режиссерами!», обвинения в клевете на войну. В истории кино навеки останутся слова заместителя начальника Калужского областного управления культуры Егоренкова о том, что «Мир входящему» «порочит наш советский строй, наши идеи, нашу армию, и было бы преступлением выпускать его на экраны!».

Досталось и Демьяненко за роль лейтенанта, помогающего немецкой женщине при рождении ребенка. При этом Фурцева все-таки разрешила отправить работу на Венецианский фестиваль в 1961 году под давлением итальянской стороны, и фильм получил там три премии.

Александр Демьяненко снялся в «Порожнем рейсе» выдающегося советского режиссера Владимира Венгерова и сыграл там журналиста Сироткина, сыграл в «Первом троллейбусе» Исидора Анненского. А потом была встреча с Гайдаем, который выбрал его из нескольких десятков претендентов, а это были Евгений Жариков, Александр Леньков, Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Александр Збруев, Валерий Носик… Свою роль сыграла картина «Карьера Димы Горина» Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского, где Демьяненко сыграл столичного парня, оказавшегося в тайге. Гайдай поехал в Ленинград, чтобы увидеть молодого актера живьем. И в итоге превратил его из брюнета в блондина. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» вышла в лидеры проката в 1965 году. А в 1967-м невозможно было попасть на «Кавказскую пленницу» — выстраивались очереди. 30-летний Демьяненко стал невероятно популярен, а на его автомобиле нацарапали имя «Шурик».

Актер успешно работал в дубляже, а это особый дар. Его голосом говорил литовский актер Донатас Банионис, мировые звезды — Жан-Поль Бельмондо, Роберт Де Ниро, Омар Шариф и Арнольд Шварценеггер, а также герои мультфильмов. Параллельно играл в спектаклях по сложнейшим интеллектуальным пьесам Дюрренматта и Мрожека. Демьяненко попробовал силы в кинорежиссуре, сняв короткометражную «Святую ложь».

В 90-е он поучаствовал в популярном ситкоме «Клубничка» Юрия Беленького в роли деда Валериана Макаровича и рад был наконец-то появившейся возможности поработать в кино. В день снималась одна 26-минутная серия, и это был напряженный график, потребовавший высочайшего профессионализма, которым Демьяненко обладал. Текст актеры получали непосредственно перед выходом на площадку, и надо было его быстро освоить. Как рассказывал режиссер, Демьяненко попросил поставить диван, чтобы во время пауз хотя бы немного отдыхать. Во время съемок у него резко ухудшилось зрение, пришлось делать операцию. 

В последние годы жизни Александр Демьяненко играл в петербургском «Приюте комедианта», куда пришел из Театра комедии им. Акимова, где работал с 1984 года, а теперь не нашел общего языка с главным режиссером. Обычное дело в актерской жизни. Даже самой успешной. Многое, наверное, прошло мимо, не все сыграно, но и сделано немало. Иначе бы мы сегодня не вспоминали о Демьяненко.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...

Нет сомнений, что лишь при упоминании названий многих песен — «Беловежская пуща», «Крылатые качели», «Вместе весело шагать», у многих они сразу зазвучат в голове и непременно в исполнении БДХ Попова.
подробнее...

Также режиссерская работа народного артиста РСФСР Всеволода Шиловского в 2024 году удостоилась Театральной премии «МК» в категории «Выбор главного редактора».«Не покидай меня» — история, основанная на
подробнее...

В день юбилея Иоганна Себастьяна Баха Симфонический оркестр Московской консерватории представил удивительную программу — без музыки юбиляра. Неожиданный ход! В этот вечер слушателям предстояло
подробнее...

- Сергей Александрович, когда имя Килмера впервые услышали в нашей стране?- Не скажу, что он был всемерно известен в СССР, но к нему возник интерес после фильма 1984 года «Совершенно секретно!», где
подробнее...

— Владимир Сергеевич, писатель-фронтовик — это уже достаточное основание, чтобы выпустить о том или ином авторе книгу в серии ЖЗЛ. Почему до сих пор такого тома нет о Нагибине?— Его не издали, потому
подробнее...

В поисках себя. «Родители – это генетика. То, что я в рок-н-ролле сразу начал песни писать, креативить, мое ощущение авансцены и софитов – они генетически от родителей, безусловно. Поэтому я в
подробнее...

С Театром «У Никитских ворот» и лично с Марком Григорьевичем у «Московского комсомольца» особые отношения, и здесь уместнее было бы слово «дружба», а не бездушные имена существительные в духе
подробнее...

Хотя Китай занимает второе место после России по количеству поступивших заявок, а дальше идут Испания, Франция и только потом — Аргентина. Зато по два фильма из Буэнос-Айреса вошли в основной и
подробнее...