Срочные новости раздела
Найденные архивы Гиляровского покажут на выставке

Найденные архивы Гиляровского покажут на выставке

В Москве обнаружили архивы, которые могли принадлежать Владимиру Гиляровскому. Среди находок — визитки, записки, предположительно, написанные журналистом, письма, адресованные ему, а также статьи, стихи, очерки, рецензии и другие любопытные документы. Их покажут на выставке «Находки в реставрации». Москва-2030». А после архив оцифруют и передадут в историко-культурный музей «Код Москвы». Изучением документов займутся специалисты Мосгорнаследия, которые установят точное происхождение материалов и годы их создания, а также подтвердят их принадлежность Гиляровскому.

Находку сделали случайно. На столичных книжных развалах один краевед, чья специализация — история Москвы (его имя не упоминается), приобрел старые журналы и газеты, где и обнаружил документы, которые, вероятно, являются частью архива Владимира Гиляровского.

— Гиляровский на рубеже XIX и XX веков прославился как «король репортажей» — это самое главное, что мы должны знать о Гиляровском и почему мы должны изучать его творчество. Репортаж — это сообщение с места событий. И если мы хотим знать Москву того времени, то нам нужно читать Гиляровского. Поэтому изучение в том числе только что открытых архивов — это чрезвычайно интересно не столько для истории отечественной журналистики, сколько для москвоведения, — поясняет Егор Сартаков, доцент факультета журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова.

Все дело в том, что Москва дореволюционная делилась на дворянскую местность — Арбат, Спиридоновка, Пречистенка, купеческую — Замоскворечье, и так называемую «простонародную» — район Китай-города, Солянка, Хитровка. В своеобразное «гетто» большинство людей боялись ходить. Поэтому о жизни обитателей этих районов мало что было бы известно, если бы не Гиляровский, который был туда вхож. В босяцком районе писатель был как рыба в воде.

— Когда Константин Станиславский в 1902 году ставил драму Горького «На дне», желая показывать на сцене исключительно правду, он уговорил Гиляровского провести для артистов его театра специальную экскурсию по Хитровке. Писатель отвел экскурсантов в известный тогда трактир «Каторга», который находился рядом с ночлежкой, — рассказал Егор Сартаков.

Потому и ценны его архивы для москвоведов — Гиляровский легко переходил из района в район, в том числе был вхож в самые опасные из них, в отличие от других жителей Москвы рубежа веков. Многие боялись, но не он.

Но как же так случилось, что публицист, один из корреспондентов газеты «Русские ведомости» и других популярных изданий, оказался своим среди чужих?

— До журналистики Владимир Гиляровский пробовал себя в разных профессиях, — рассказывает Егор Сартаков, — например, он был крючником — человеком, который перевозил тяжелые грузы на крюках, бурлаком — перетаскивал баржи. В общем, физически он был сильным. С таким опытом он и пришел в журналистику. Его, конечно, нельзя сравнивать с современниками — с Чеховым или Короленко, литературных способностей такого уровня у него не было. Но его отличало другое: великолепное знание и понимание профессий и людей, о которых он писал.

Взять хотя бы его самый знаменитый репортаж «Катастрофа на Ходынском поле». Писатель, зажатый в толпе, провел там всю ночь, а люди все прибывали и прибывали. Многие погибли, стоя в толпе, — давка ломала ребра. Гиляровскому удалось выжить, пожалуй, благодаря его физической форме. В репортаже он описывал ситуацию на Ходынке так: «Со многими делалось дурно, некоторые теряли сознание, не имея возможности выбраться или даже упасть: лишенные чувств, с закрытыми глазами, сжатые, как в тисках, они колыхались вместе с массой».

— Здесь Гиляровский нам важен не столько как писатель, сколько как наблюдатель, — заключает Егор Сартаков. — Его «Москву и москвичей» до сих пор с удовольствием читают все, кто интересуется историей нашей столицы. Легенда о салате оливье и о некоем Люсьене, описание жизни Хитровки — все оттуда!

Кстати, несмотря на то, что Гиляровский так прославил Хитровскую площадь, памятника ему там мы не обнаруживаем. Бронзовый писатель сидит в Столешниковом переулке возле дома, где он жил. Но Москва увековечила писателя не только там. Гиляровский присоседился к памятнику Гоголю на Никитском бульваре. Если внимательно присмотреться к пьедесталу, где изображены герои гоголевских литературных трудов, то в образе Тараса Бульбы легко узнать могучего и фигуристого Гиляровского, с которого и делали барельеф персонажа. Так что можно считать, что в Москве целых два памятника журналисту.

— К сожалению, творчество Владимира Алексеевича мало изучено, так как сохранилось не так много документов. Уверен, что эта находка поможет узнать больше о жизни и деятельности писателя, — цитируют своего руководителя Алексея Емельянова на сайте Департамента культурного наследия города Москвы.

И вот как интересно получается: архивов, связанных с ним, сохранилось мало, творчество его подробно не изучено, не считая журналистских репортажей, из которых сделали сборник, и книги «Москва и москвичи». Но этого оказалось достаточно, чтобы Гиляровского любили и уважали столько лет спустя. Может, найденный архив — это точка старта для подробного изучения наследия Гиляровского?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...