В 1880-е годы Константин Маковский увлекся историей России, а в особенности эпохой правления царя Алексея Михайловича. На картине «Боярыня у окна» изображена женщина знатного происхождения, на ней дорогой костюм явно допетровских времен. Но художник не просто изобразил красивую русскую боярыню. В портрете он отразил, как на историю Руси повлияли народные традиции, былины, сказки и романтизировал женский образ.
В чертах лица героини портрета опытный зритель легко узнает Юлию Павловну, вторую супругу Константина Маковского, которая вместе со своей сестрой часто позировала мужу («Портрет Ю.П.Маковской», «Семейный портрет», «Головка»).
В 1927 году картина поступила в Западно-Сибирский краевой музей. В прошлом году картина отправилась в реставрационную мастерскую на исследование и восстановительные работы. Физико-оптические исследования выявили следы многократных реставраций и холста, и красочно слоя, ультрафиолетовые лучи показали старые тонировки и, предположительно, авторские чинки портрета.
Макрофотография картины позволила рассекретить приемы Маковского. Так, стало известно, что искусного изображения лица и рук героини портрета, их реалистичности художник добился с помощью подготовительного слоя холодного зеленого цвета. Затем на подмалевок наносятся розовый и персиковый — так получается тонкая цветотеневая передача, визуально создающая эффект настоящей кожи.
В процессе реставрации удалили старые заплаты, состыковали прорывы современными полимерами, а также решили проблему отставания красочного слоя и изготовили новый подрамник.
Когда в коллекции музея присутствует произведение такого уровня – это большой успех. Мы обязаны заботиться о его сохранности, – отметила директор Музея изобразительных искусств им. Врубеля Фарида Буреева для «России К».
Реставрацию картины и исследовательскую работу проводила Наталья Минько — художник-реставратор высшей категории. Она же заведует отделом реставрации живописи и темперы. В ноябре у нее тоже юбилей — 50 лет работы в Музее Врубеля.