Сценарий Наталья Назарова написала давно, но только теперь удалось его снять. Сама история многим показалась невероятной, но была принята, поскольку погружение в сказку и невероятные эмоции стали потребностью зрителя, который обманываться рад.
Возможно ли такое, чтобы не очень приветливая сотрудница почтового отделения с легкой формой ДЦП вдруг заинтересовала пышущего силой и здоровьем красавца боцмана, вернувшегося из дальнего плавания? В жизни бывает и не такое, а при переносе на экран, непременно уличат в недостоверности.
Живут герои в небольшом приморском городке на севере страны. Картина снималась в Мурманской области и изначально называлась «Светлячок», как можно назвать его героиню Яну, которой нравится песня про светлячков. В выборгском конкурсе была картина «Правила Филиппа» Романа Косова, герой которой в отличие от актрисы, исполнившей роль Яны на самом деле с синдромом Дауна и работает в театре простодушных. Его зовут Григорий Данишевский и он приехал на церемонии закрытия и получал награду за сценарий. Го Филипп ловил в ладони свет, и было ощущение, что это пригоршня светлячков.
Яну сыграла Алина Ходжеванова – выпускница мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича в ГИТИСе. Только увидев ее на сцене, многие поняли, что это игра, что она обычная, без ДЦП. Алина призналась, что очень уставала на съемках. Роль для нее была физически тяжелой, поскольку главная, и приходилось быть в каждом кадре. Да еще потребовалось воспроизвести физическое состояние ее героини, а это не так просто. Претендентки на роль были, но предпочли Алину. Как сказала оператор фильма Наталья Макарова, присутствовавшая на кастинге, она сразу обратила на себя внимание.
Алина уже снималась у Натальи Назаровой в «Простом карандаше» и «Райцентре», играла в четвертом «Физруке» и в «Я умею вязать». Театральные зрители могли ее видеть в «Школе драматического искусства у Крымова и в Театре Наций, но имена «Филателия» раскрыла ее по-новому.
Отец ее героини был моряком, собирал марки и однажды не вернулся из плавания. Мать девочки продолжала ждать его возвращения и подолгу стояла на берегу, вглядываясь в морскую пучину. Теперь дочь смотрит вдаль, повторяя трагический ритуал. Она коллекционирует марки. В основном - с насекомыми, а также с писателями и политическими деятелями, посещает клуб филателистов и дружит с одним из них - Колей (отличная работа однокурсника Алины Ильи Носкова) .
Коля – не жених, просто товарищ. У него есть девушка, которая работает в ЗАГСе. Хотя однажды, будучи в расстроенных чувствах, он поведет Яну подавать заявление на регистрацию брака к своей же пассии. Но главная интрига впереди.
На почту постоянно приходят бандероли из Австралии, и любопытные сотрудницы их осторожно вскрывают, чтобы заглянуть в чужую жизнь и полистать иностранные журналы, которые кто-то отправляет адресату, а он почему-то не приходит за ними. Моряк Петя, вернувшись из плавания, однажды появится, как Красное солнышко, произведет неизгладимое впечатление на сотрудниц почтового отделения. Он обратит внимание на не такую, как все, Яну. Сцена, когда она ему показывает альбом с марками, напомнит фильм «Влюблен по собственному желанию», где героиня Евгении Глушенко пытается приобщить к наполненной жизни героя Олега Янковского.
Картина Натальи Назаровой «Простой карандаш» участвовала в выборгском конкурсе в 2019 году, когда жюри возглавлял кинодраматург Александр Бородянский. Тогда ей достался спецприз, а главную награду получила снятая на смартфон «Смерть нам к лицу» Бориса Гуца. По прошествии времени интересно сопоставлять, какие картины были рядом и какой имели резонанс.
Зато на фестивале российского кино во французском Онфлере жюри под руководством режиссера Жерара Кравчика отметило «Простой карандаш» двумя наградами - за лучший фильм и за женскую роль – актрисе Надежде Гореловой. Достался фильму и приз зрительских симпатий. Вручая награду, Жерар Кравчик заметил, что в «Простом карандаше» важен свет, который придает фильму силу. Если бы была и теперь была возможность показать «Филателию» где-нибудь в Европе, она имела бы успех. Подобные истории про простых людей, тем более с особенностями, там очень ценят. В «Филателии» тоже есть свет при всей фатальной безысходности.
В Выборге картине аплодировали долго. Такого не было ни на одном другом сеансе. Чаще зрители просто расходились. Тем не менее, можно было услышать упреки в слезовыжимании - как единственной цели авторов. . При этом говорили о необходимости картин о таких героях, как Яна. В зале нашлись моряки из Мурманска, высоко оценившие профессиональный сленг и то, как показана жизнь моряка, точную работу Максима Стоянова.
Наталья Назарова - удивительный и разносторонне одаренный человек. Она рисует, и ее работы не раз выставлялись, ставит спектакли, преподает в ГИТИСе. Один из ее недавних спектаклей по «Детству» Льва Толстого на курсе Каменьковича и Крымова имел чрезвычайный успех. На него невозможно было попасть. Он рассказывал про невинность и нежность, свойственные отрочеству, о детских страхах,, первых радостях и печалях. Яна тоже из века невинности. Она, как дитя.
Наталье Назаровой важно рассказать о героине, которую никто не воспринимает всерьез. Из-за своего недуга она живет во внутренней резервации. И вдруг в ее жизнь вламывается красивый человек. Для Назаровой это разговор о дискриминация людей, отличающихся от других.
« Я не боюсь банальных вещей, - говорит Наталья Назарова. - Мне банальные вещи нравятся. Вопрос в том, что мы вкладываем в это понятие, и насколько мы искренни». Всем сомневающимся она напомнила про Акакия Акакиевича и «Шинель». Что бы с ним было, если бы его рассматривали под тем же углом зрения, как теперь «Филателию»?
В фильме есть некоторая избыточность. Часто мы не можем принять в кино то, что видим в жизни. Разве что в сказке о Золушке могут быть такие принцы. Но Наталья Назарова несоответствия героев не видит. « Я знаю случаи женитьбы очень красивого человека на инвалиде. Это не совсем отношение мужчины к женщине. У Петра - глубокая травма. У него была такая же дочь. Она умерла, и он чувствует себя страшно виноватым. Петя живет с этой раной и для него то, что происходит - компенсация. Он хоть кого-то может сделать счастливым. Может когда-нибудь уйдет, не выдержит, но в данный момент он пытается искупить вину».
Будет ли Яна ждать возвращения Петра, как ее мать ждала ее отца? Скорее всего, да. Но есть предчувствие, что произойдет что-то трагическое, и Петр не вернется.
Наталья Назарова открыла первым зрителям тайну: «Финал сделан не до конца. Мы так хотели попасть в Выборг, что решили показать пока эту версию. В финале она стоит и смотрит в сторону моря…». Сохраним тайну. Далее должно произойти такое, что точно в голову никому не придет, но что могло бы кардинально изменить историю в целом. Из зала раздались выкрики: «Не надо!», «Нет!»,, «Это пошло!»…
Опять же, в пересказе это может выглядеть неправдоподобно, но в кино может иметь эффект. Так что не стоит переубеждать режиссера в неоправданности нового финала. Он может вывести историю на новый уровень.
Максим Стоянов вспоминал о сложностях, с которыми столкнулся, чем еще больше заинтриговал: «Любая роль – некий вызов самому себе, работа над собой. Но самым сложным были бесконечные перелеты между Астраханью и Мурманском». Что происходило в Астрахани он не уточнил, но на съемки «Филателии» приехал хромой, поставив режиссера перед фактом в самый последний момент. Пришлось экстренно переписывать весь сценарий.