В мае 1913 года в театре Елисейских полей в Париже впервые показали балет Игоря Стравинского «Весна священная». Зрители были в ярости. Они-то ждали русский балет, что-то вроде Чайковского, танцовщиц в пачках, пуанты, носочки, пируэты. А получили ритуальные танцы девиц, демонстрирующих свои «кочерыжки». И костюмы были мало похожи на балетные пачки. Артистов освистали, оскорбляли, в них швырялись стульями. В общем, ожидания публики оправданы не были. Но именно так начиналась история современного русского балета, а виновником «торжества», помимо Стравинского, был Сергей Дягилев.
Помимо «Весны священной» были и другие постановки — «Петрушка», «Свадебка», «Аполлон Мусагет», все с музыкой Стравинского. А еще показывали русскую оперу — «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянку» Римского-Корсакова» и многострадального «Бориса Годунова» Мусоргского, которого. Кстати, коллеги-композиторы музыку Мусоргского тоже не понимали и ругали (правда время все расставило на свои места и показало, что Мусоргский был гением, который опередил свое время). Постановки ездили в рамках прославленных «Русских сезонов», антрепризы, призванной познакомить запад с русским искусством.
Главной «фишкой» «Русских сезонов» был современный балет. Сергей Дягилев и его команда, Стравинский, Бакст, Серов, Бенуа, Нижинский, сделали музыкальный театр эксцентричным и дерзким. Вывести на сцену экзотические костюмы, показать совсем другую хореографию — крайне смелое решение.
Антреприза оставила множество ценных «артефактов», которые впервые были собраны Алексеем Бахрушиным, основателем театрального музея. Более 1000 эскизов, декораций, театральных программ и афиш, открыток с автографами, а также фарфоровых изделий, связанных с «Русскими сезонами».
Бахрушина с Дягилевым познакомил Владимир Михайловский, историк театра и помощник инспектора Московского театрального училища. Он попросил Бахрушина принять Дягилева, приехавшего в Москву буквально на день. После встречи началась переписка, результатами которой стали две выставки. Первая — «Мир искусства», а вторая — выставка русских портретов XVII-XVIII веков. В Таврическом дворце показали двухвековой портрет нации, всего более 2300 картин, большую часть из которых Дягилев собрал самостоятельно.