Перечислять все фильмы, где звучит музыка Микаэла Таривердиева, можно долго — их более 130. Достаточно назвать хотя бы две: «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Семнадцать мгновений весны» — и «Снег над Ленинградом» или «Мгновения» сразу зазвучат в голове каждого. Оно и понятно, без этой музыки россияне не мыслят своей жизни, а представить главные праздники страны без Таривердиева попросту невозможно. Но сводить творчество Таривердиева только к киномузыке — грубая ошибка.
Все дело в том, что Таривердиев сумел предвосхитить возрождение популярности органа — короля инструментов (но сам он об этом, скорее всего, знать не мог, опередил время по наитию), написав для него ряд произведений. В советские годы его органные сочинения широкого распространения не получили, зато сегодня они востребованы во всем мире. Подтверждение тому — конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева.
Еще пару десятков лет назад связь между Таривердиевым и органным конкурсом многие представляли с трудом — все же орган не так близок русскому человеку, европейский инструмент. Но на данный момент, во многом благодаря конкурсу, Таривердиев как органный композитор стал популярен не только в России, но и за рубежом. Его органные сочинения стали частью программы органистов по всему миру.
Всего опусов для органа у Таривердиева не так много (если сравнивать, с Бахом, то даже мало), но важнее сказать об их посыле. Скажем о двух, на наш взгляд, важнейших и актуальнейших сегодня — концерте для органа «Кассандра» и Симфонии для органа «Чернобыль», которые (случайно или специально) дополняют друг друга по смыслу. «Кассандра» предупреждает человека о грядущей трагедии, а «Чернобыль» — лицо трагедии, свидетелем которой был и сам композитор. Таривердиев с супругой ездил на место катастрофы в Чернобыле буквально через 4 месяца после произошедшего, осенью 1986 года, а через некоторое время музыка симфонии сама пришла к нему. Остаться в стороне было невозможно.
После ухода композитора из жизни его органное творчество случайно «пополнилось» — для органа стали перекладывать его киномузыку.
По словам Веры Таривердиевой, сейчас все силы направлены на подготовку к 95-летию композитора в 2026 году. Юбилей будут праздновать масштабно:
«Планируем концерты в филармониях по всей России», — делится Вера Таривердиева.